Рабочая программа по внеур деят Шахматы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Арсеново муниципального района Зианчуринский район Республики
Башкортостан
«Рассмотрена и принята»
Руководитель ШМО
Ибрагимова К.Г. ______
Протокол №1 от «30 » августа 2023 г.

«Согласована»
«Утверждаю»
Заместитель директора по УВР
Директор
Бикбаева Г.Г _____
Каймурзина Л.А______
Приказ № 111/1от «31» августа 2023г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Шахматы »
для 1-4 класса
учителя первой квалификационной категории
Ибрагимовой Клары Габсалямовны
на 2023- 2024 учебный год

0

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» по спортивно – оздоровительному направлению разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программой
Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в школе».
1

Актуальность
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция
обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов
и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции
поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества
личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в
трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в
шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают
когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных
результатов.
Цели программы:
 способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей,
 реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи курса



совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;



развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;



2



формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;



умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации



Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и
игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.




Описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в
неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 35 часов в год, 3 класс – 35 часов в год, 4 класс – 35 часов в год).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение
детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю .
Описание учебно-материального и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций
/ Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для
общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017.
3. Наборы шахмат
Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов:
3

Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения программного материала:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
 за свою Родину, российский народ и историю России;
 ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
 формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
шахматной культурой;
 формирование основ шахматной культуры;
 понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
 понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
 уважительное отношение к иному мнению;
 приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
 этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
 умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
 навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
 оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
4

 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в
области шахматной игры;
 овладение способом структурирования шахматных знаний;
 овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных
условий;
 овладение способом поиска необходимой информации;
 умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
 овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приѐмы решения задач;
 умение строить логические цепи рассуждений;
 умение анализировать результат своих действий;
 умение воспроизводить по память информацию;
 умение устанавливать причинно – следственные связи;
 умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать
концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
 находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
 формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности;
 умение донести свою позицию до других;
 умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с
учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
5

 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем
плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые
приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
B результате освоения обязательного минимума знаний обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
• знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и
духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её
места в физической культуре и спорте;
• знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при
закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
• умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных
играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных
праздниках);
• навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
К концу первого учебного года (первого класса) обучающиеся должны:
• объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
• знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• знать правила хода и взятия каждой фигуры;
6

• ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно располагать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
• знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
• знать «цену» каждой шахматной фигуры;
• усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём;
• овладеть способом «взятия на проходе»;
• записывать шахматную партию;
• уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов
соперника.
К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся должны:
• овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
• защищать свои фигуры от нападения и угроз;
• решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку,
ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
• ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
• разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
• реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся должны:
• овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый
мат»;
• понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;
• знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;
7

• уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество.
К концу четвертого учебного года (четвертого класса) обучающиеся должны:
• владеть основными шахматными понятиями;
• владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
• находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода;
• знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
• уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
• разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,знать теоретические позиции;
• уметь реализовывать материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение.
История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по
шахматам.Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством
организации ситуативной (в зависимости
от изучаемой темы)
интеллектуально –
физической
деятельности.
Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения
восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика.
Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.
Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам.
Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья ценность шахматных
8

фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись
шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных
привычек.
Спортивно – соревновательная деятельность
Конкурсы решений задач, соревнования, спортивно – шахматные праздники.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№

Виды деятельности
1 год
1 класс

1
2

3
4

2 год
2 класс

Этапы обучения
3 год
3 класс

Раздел 1. Знание о теоритических основах и правилах шахматной игры
История шахмат
1
1
1
Базовые понятия шахматной игры с
28
20
20
их практическим применением в
двигательной активности
посредством организации
ситуативной интеллектуально –
физической деятельности
Конкурсы решений
Соревнования

Раздел 2.Спортивно – соревновательная деятельность
4
4
2
9
11

4 год
4 класс
2
19

2
11
9

5

Спортивно-шахматные праздники

Общее количество часов

1

1

1

1

33

35

35

35

10

Календарно- тематическое планирование
№

Дата
план
факт

Тема урока

Количество
часов

2

1 класс
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во
время занятий, соревнования и в спортивном зале.
Шахматы - мои друзья
Шахматная доска. Белые и черные поля

3

Горизонталь

1

4

Вертикаль

1

5

Диагональ

1

6

Волшебная шахматная доска

1

7

1

10

Ладья.
Место
ладьи в
начальном
положении
Слон. Место
слона в
начальном
положении
Ферзь.
Место
ферзя в
начальном
положении
Конь. Место коня в начальном положении

11

Пешка

1

12

Король

1

13

Шахматные фигуры и начальная позиция

1

14

Ценность фигур

1

15

Шахматная нотация

1

16

Шах и защита от шаха

1

17

Мат

1

18

Пат, ничья

1

19

Рокировка

1

20

Взятие на проходе

1

21

Превращение пешки

1

22

Мат двумя ладьями одинокому королю

1

23

Мат ферзём и ладьями одинокому королю

1

24

Мат ферзём и королём одинокому королю

1

1

8
9

1

1

1
1
1

12

25

Как начинать партию: дебют

1

26

Ошибочные ходы в начале партии

1

27

Тактические приемы

1

28

Правила поведения соперников во время игры

1

29

История шахмат

1

30

Три стадии шахматной партии

1

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Спортивно - шахматный праздник

1

№

Дата
план

Тема урока
факт

Количество
часов

2 класс
1

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во
время занятий, соревнования и в спортивном зале.
Чемпионы мира по шахматам и ведущие
шахматисты мира

1

2

Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность
фигур (повтор материала за 1 – й класс)

1

3

Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от
шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс)

1

4

Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей.
Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс)

1

5

Защита в шахматной партии

1

6

Защита в шахматной партии

1

7

1

8

Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что
угрожает?», «Чем бить?»
Шахматная комбинация: двойной удар

9

Шахматная комбинация: связка

1

1

13

10

Конкурс решения позиций

1

11

Ловля фигуры

1

12

Сквозной удар

1

13

Мат на последней горизонтали

1

14

Конкурс решения позиций

1

15

Открытый шах

1

16

Двойной шах

1

17

Шахматный турнир

1

18

Шахматный турнир

1

19

Шахматный турнир

1

20

Шахматный турнир

1

21

1

26

Основы
игры в
дебюте:
дебютные
ловушки
Основы игры в дебюте: короткие партии с
иллюстрацией атаки на короля
Основы игры в дебюте: короткие партии с
иллюстрацией атаки на короля
Основы эндшпиля: реализация большого
материального преимущества
Основы эндшпиля: реализация большого
материального преимущества
Повторение пройденного материала

27

Повторение пройденного материала

1

28

Повторение пройденного материала

1

29

Конкурс решений

1

30

Шахматный турнир

1

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

34

Шахматный турнир

1

35

Спортивно – шахматный праздник

1

22
23
24
25

1
1
1
1
1

14

№

Дата
план
факт

Тема урока

Количество
часов

3 класс
1

Повторение правил техники безопасности. История
возникновения соревнований по шахматам ,правила
проведения соревнований, личностные качества
шахматиста – спортсмена

1

2

Матование одинокого короля разными фигурами
(повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода.

1

3

Шахматные комбинации - повторение

1

4

Шахматные комбинации - повторение

1

5

Конкурс решений

1

6

Завлечение

1

7

Отвлечение

1

8

Уничтожение защиты

1

9

«Спёртый мат»

1

10

Сочетание тактических приемов

1

11

Конкурс решений

1

12

Борьба за инициативу

1

13
14

Основы
дебюты:
атака
на
рокировавшегося короля
Атака на рокировавшегося короля

15

Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?»

1

16

Шахматный турнир

1

17

Шахматный турнир

1

18

Шахматный турнир

1

19

Шахматный турнир

1

20

Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата

1

21

Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в
ферзи

1

не

1
1

15

1

25

Основы пешечного эндшпиля:
отталкивание плечом
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней
пешки
Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней
пешки
Повторение пройденного материала

26

Повторение пройденного материала

1

27

Повторение пройденного материала

1

28

Шахматный турнир

1

29

Шахматный турнир

1

30

Шахматный турнир

1

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

34

Шахматный турнир

1

35

Спортивно – шахматный праздник

1

22
23
24

№

Дата
план
факт

Тема урока

1
1
1

Количество
часов

4 класс
Повторение техники безопасности. Развитие
шахматной культуры и спорта в
России.
Возникновения шахмат на Руси.
Выдающиеся шахматные деятели России.
Многообразие шахматных комбинаций (повторение
материала за 3 – й класс)
Шахматные комбинации. Конкурс решений
(повторение материала за 3 – й класс)

1

1

6

Основы игры в дебюте (повторение материала за 3 –
й класс)
Слабый пункт f2/f7

7

Перевес в развитии

1

8

Открытые дебюты: Итальянская партия

1

1

2
3
4

5

1
1
1

1

16

9

Открытые дебюты: Защита двух коней

1

10

Открытые дебюты: Русская партия

1

11

1

13

Миттельшпиль: атака при односторонних
рокировках
Миттельшпиль: атака при разносторонних
рокировках
Шахматная комбинация: «Мельница»

14

Шахматная комбинация: «Перекрытие»

1

15

Шахматная комбинация: «Перекрытие»

1

16

Конкурс решений

1

17

Шахматный турнир

1

18

Шахматный турнир

1

19

Шахматный турнир

1

20

Шахматный турнир

1

21

Шахматный турнир

1

22

1

23

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой
против ладьи
Позиция Филидора

24

Позиция Лусены

1

25

Простейшие легкофигурные окончания

1

26

Конь против коня

1

27

Слон против коня

1

28

Одноцветные и разноцветные слоны

1

29

Шахматный турнир

1

30

Шахматный турнир

1

31

Шахматный турнир

1

32

Шахматный турнир

1

33

Шахматный турнир

1

34

Шахматный турнир

1

35

Спортивно – шахматный праздник

1

12

1
1

1

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».