Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Арсеново муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Рассмотрена и принята» Руководитель ШМО Ибрагимова К.Г. ______ Протокол №1 от «30 » августа 2023 г. «Согласована» «Утверждаю» Заместитель директора по УВР Директор Бикбаева Г.Г _____ Каймурзина Л.А______ Приказ № 111/1от «31» августа 2023г. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы » для 1-4 класса учителя первой квалификационной категории Ибрагимовой Клары Габсалямовны на 2023- 2024 учебный год 0 Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» по спортивно – оздоровительному направлению разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программой Прудниковой Е.А., Волковой Е.И. «Шахматы в школе». 1 Актуальность В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Цели программы: способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Задачи курса совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности; 2 формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Описание места курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю ( 1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 35 часов в год, 3 класс – 35 часов в год, 4 класс – 35 часов в год). Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю . Описание учебно-материального и материально-технического обеспечения образовательного процесса 1. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Э.Э.Уманская, Е.И.Волкова, Е.А.Прудникова. – М. : Просвещение, 2017. – 175с. 2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций – М. : Просвещение, 2017. 3. Наборы шахмат Освоение курса внеурочной деятельности «Шахматы» предполагает достижение следующих результатов: 3 Личностные результаты: Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой; формирование основ шахматной культуры; понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; готовность и способность к саморазвитию и самообучению; уважительное отношение к иному мнению; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; умение управлять своими эмоциями; дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим. Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных. Познавательные УУД: 4 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; овладение способом структурирования шахматных знаний; овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; овладение способом поиска необходимой информации; умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач; умение строить логические цепи рассуждений; умение анализировать результат своих действий; умение воспроизводить по память информацию; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения. Коммуникативные УУД: находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; умение донести свою позицию до других; умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: 5 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Планируемые результаты освоения рабочей программы конкретного курса внеурочной деятельности Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. B результате освоения обязательного минимума знаний обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: • знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; • знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте; • знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности; • умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках); • навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр. К концу первого учебного года (первого класса) обучающиеся должны: • объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; • знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; • знать правила хода и взятия каждой фигуры; 6 • ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; • правильно располагать шахматную доску между партнерами; • правильно расставлять фигуры перед игрой; • различать горизонталь, вертикаль, диагональ; • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; • знать, что такое ничья, пат и вечный шах; • знать «цену» каждой шахматной фигуры; • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзём и королём; • овладеть способом «взятия на проходе»; • записывать шахматную партию; • уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника. К концу второго учебного года (второго класса) обучающиеся должны: • овладеть умением видеть нападение со стороны соперника, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; • защищать свои фигуры от нападения и угроз; • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; • ставить мат одинокому королю ладьей и королем; • разыгрывать шахматную партию с соперником от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; • реализовывать большое материальное преимущество. К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся должны: • овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; • понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии; • знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля; 7 • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество. К концу четвертого учебного года (четвертого класса) обучающиеся должны: • владеть основными шахматными понятиями; • владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; • находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в 2-3 хода; • знать и применять основные принципа развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; • уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; • разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,знать теоретические позиции; • уметь реализовывать материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам.Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной (в зависимости от изучаемой темы) интеллектуально – физической деятельности. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения восстановительных процедур: физкультминутки, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов. Структура и содержание тренировочных занятий по динамичным шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, партнеры, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья ценность шахматных 8 фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Интегрирование базовых шахматных знаний с двигательной активностью во время урока. Значение занятий динамичными шахматами в интеллектуальном, физическом развитии и профилактике вредных привычек. Спортивно – соревновательная деятельность Конкурсы решений задач, соревнования, спортивно – шахматные праздники. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся № Виды деятельности 1 год 1 класс 1 2 3 4 2 год 2 класс Этапы обучения 3 год 3 класс Раздел 1. Знание о теоритических основах и правилах шахматной игры История шахмат 1 1 1 Базовые понятия шахматной игры с 28 20 20 их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально – физической деятельности Конкурсы решений Соревнования Раздел 2.Спортивно – соревновательная деятельность 4 4 2 9 11 4 год 4 класс 2 19 2 11 9 5 Спортивно-шахматные праздники Общее количество часов 1 1 1 1 33 35 35 35 10 Календарно- тематическое планирование № Дата план факт Тема урока Количество часов 2 1 класс Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья Шахматная доска. Белые и черные поля 3 Горизонталь 1 4 Вертикаль 1 5 Диагональ 1 6 Волшебная шахматная доска 1 7 1 10 Ладья. Место ладьи в начальном положении Слон. Место слона в начальном положении Ферзь. Место ферзя в начальном положении Конь. Место коня в начальном положении 11 Пешка 1 12 Король 1 13 Шахматные фигуры и начальная позиция 1 14 Ценность фигур 1 15 Шахматная нотация 1 16 Шах и защита от шаха 1 17 Мат 1 18 Пат, ничья 1 19 Рокировка 1 20 Взятие на проходе 1 21 Превращение пешки 1 22 Мат двумя ладьями одинокому королю 1 23 Мат ферзём и ладьями одинокому королю 1 24 Мат ферзём и королём одинокому королю 1 1 8 9 1 1 1 1 1 12 25 Как начинать партию: дебют 1 26 Ошибочные ходы в начале партии 1 27 Тактические приемы 1 28 Правила поведения соперников во время игры 1 29 История шахмат 1 30 Три стадии шахматной партии 1 31 Шахматный турнир 1 32 Шахматный турнир 1 33 Спортивно - шахматный праздник 1 № Дата план Тема урока факт Количество часов 2 класс 1 Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Чемпионы мира по шахматам и ведущие шахматисты мира 1 2 Шахматные фигуры: названия, ходы, ценность фигур (повтор материала за 1 – й класс) 1 3 Нападение в шахматной партии. Шах. Защита от шаха. Рокировка (повтор материала за 1 – й класс) 1 4 Мат, пат. Мат одинокому королю королем и ладьей. Мат в 1 ход. (Повтор материала за 1 – й класс) 1 5 Защита в шахматной партии 1 6 Защита в шахматной партии 1 7 1 8 Конкурс решения позиций: Куда отойти?», «Что угрожает?», «Чем бить?» Шахматная комбинация: двойной удар 9 Шахматная комбинация: связка 1 1 13 10 Конкурс решения позиций 1 11 Ловля фигуры 1 12 Сквозной удар 1 13 Мат на последней горизонтали 1 14 Конкурс решения позиций 1 15 Открытый шах 1 16 Двойной шах 1 17 Шахматный турнир 1 18 Шахматный турнир 1 19 Шахматный турнир 1 20 Шахматный турнир 1 21 1 26 Основы игры в дебюте: дебютные ловушки Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля Основы игры в дебюте: короткие партии с иллюстрацией атаки на короля Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества Повторение пройденного материала 27 Повторение пройденного материала 1 28 Повторение пройденного материала 1 29 Конкурс решений 1 30 Шахматный турнир 1 31 Шахматный турнир 1 32 Шахматный турнир 1 33 Шахматный турнир 1 34 Шахматный турнир 1 35 Спортивно – шахматный праздник 1 22 23 24 25 1 1 1 1 1 14 № Дата план факт Тема урока Количество часов 3 класс 1 Повторение правил техники безопасности. История возникновения соревнований по шахматам ,правила проведения соревнований, личностные качества шахматиста – спортсмена 1 2 Матование одинокого короля разными фигурами (повторение материала за 2-й класс). Мат в 2 хода. 1 3 Шахматные комбинации - повторение 1 4 Шахматные комбинации - повторение 1 5 Конкурс решений 1 6 Завлечение 1 7 Отвлечение 1 8 Уничтожение защиты 1 9 «Спёртый мат» 1 10 Сочетание тактических приемов 1 11 Конкурс решений 1 12 Борьба за инициативу 1 13 14 Основы дебюты: атака на рокировавшегося короля Атака на рокировавшегося короля 15 Конкурс решений: «Как бы вы сыграли?» 1 16 Шахматный турнир 1 17 Шахматный турнир 1 18 Шахматный турнир 1 19 Шахматный турнир 1 20 Основы пешечного эндшпиля: правило квадрата 1 21 Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи 1 не 1 1 15 1 25 Основы пешечного эндшпиля: отталкивание плечом Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки Основы пешечного эндшпиля: реализация лишней пешки Повторение пройденного материала 26 Повторение пройденного материала 1 27 Повторение пройденного материала 1 28 Шахматный турнир 1 29 Шахматный турнир 1 30 Шахматный турнир 1 31 Шахматный турнир 1 32 Шахматный турнир 1 33 Шахматный турнир 1 34 Шахматный турнир 1 35 Спортивно – шахматный праздник 1 22 23 24 № Дата план факт Тема урока 1 1 1 Количество часов 4 класс Повторение техники безопасности. Развитие шахматной культуры и спорта в России. Возникновения шахмат на Руси. Выдающиеся шахматные деятели России. Многообразие шахматных комбинаций (повторение материала за 3 – й класс) Шахматные комбинации. Конкурс решений (повторение материала за 3 – й класс) 1 1 6 Основы игры в дебюте (повторение материала за 3 – й класс) Слабый пункт f2/f7 7 Перевес в развитии 1 8 Открытые дебюты: Итальянская партия 1 1 2 3 4 5 1 1 1 1 16 9 Открытые дебюты: Защита двух коней 1 10 Открытые дебюты: Русская партия 1 11 1 13 Миттельшпиль: атака при односторонних рокировках Миттельшпиль: атака при разносторонних рокировках Шахматная комбинация: «Мельница» 14 Шахматная комбинация: «Перекрытие» 1 15 Шахматная комбинация: «Перекрытие» 1 16 Конкурс решений 1 17 Шахматный турнир 1 18 Шахматный турнир 1 19 Шахматный турнир 1 20 Шахматный турнир 1 21 Шахматный турнир 1 22 1 23 Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи Позиция Филидора 24 Позиция Лусены 1 25 Простейшие легкофигурные окончания 1 26 Конь против коня 1 27 Слон против коня 1 28 Одноцветные и разноцветные слоны 1 29 Шахматный турнир 1 30 Шахматный турнир 1 31 Шахматный турнир 1 32 Шахматный турнир 1 33 Шахматный турнир 1 34 Шахматный турнир 1 35 Спортивно – шахматный праздник 1 12 1 1 1 17 18