Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОБУ СОШ с. Арсеново Зианчуринского района РБ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

МО начальных классов :
Ибрагимова К.Г.

Зам. Директора по УВР:
Бикбаева Г.Г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы:
Каймурзина Л.А.

Протокол № 1 от «30»

Протокол № 1 от «31»

Приказ № 111/1 от «31»

августа 2023 года

августа 2023 года

августа 2023 года

Рабочая программа по
ОРКСЭ
(ID 3630477)
учителя 1 категории Вартанян Минсары Минибаевны

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской
этики» модуль «Основы светской этики» А.И.Шемшуриной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».4 класс:
пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2018 г.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный
процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими
гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу
во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1.
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур
и светской этики;
2.
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4.
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Рабочая программа по курсу «Основы светской этики» для 4-х классов на 2023-2024учебный год составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобринауки РФ от 06.10.2009 № 373), на основе Примерных
программ начального общего образования. В 2 ч. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования

Нормативно-правовой базой для составления данной рабочей программы являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года»
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. –400с.
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня
учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (Зарегистрирован в Минюсте России
01.10.2013 г. № 30067) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
9. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе».
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта «Школа России».

Для учащихся:
1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2023
Для учителя:
1. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2023

Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой
культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;


формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального
народа России;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры
многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)»
и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в
тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора
учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики,
права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность
интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг
базовых национальных ценностей:

Патриотизм.

Социальная солидарность.

Гражданственность.

Семья.

Труд и творчество.

Наука.

Традиционные российские религии.

Искусство и литература.

Природа.

Человечество.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс,
осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой
культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской
жизни.

1.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Основы православной культуры.

2.
3.
4.
5.
6.

Основы исламской культуры.
Основы буддийской культуры.
Основы иудейской культуры.
Основы мировых религиозных культур.
Основы светской этики.

Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в
4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по
педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить
образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина,
присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный
нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника
поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную
оценку своим и чужим поступкам;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным
намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности
за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу
жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:
- традиционный урок;
- урок – исследование;
- практические занятия;
- фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности

Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34
часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные УУД:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.

- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
-осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета, курса
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство
Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и
к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика
поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте
сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
Тема урока
Введение
Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения
Добрым жить на белом свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил- добрые слова и поступки
Каждый интересен
Этикет
Премудрости этикета
Красота этикета
Простые школьные и домашние правила
этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
Этика человеческих отношений
В развитии добрых чувств- творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе.

Кол-во
часов
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4

Основные виды учебной деятельности
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую
проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать
круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять
и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану,
сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать
текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить
в сплошном и не сплошном тексте нужную информацию, структурировать
и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание
иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление
информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных
источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их
смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах
(текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с
точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять
поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и
обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях
персонажей художественных произведений, одноклассников и других
людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать

Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня.
Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины
Жизнь священна
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины.
С чего начинается Родина
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к себе.
Обобщающий урок по курсу. Творческая
мастерская.
Всего часов:

1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1

ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи:
составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать
одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы;
излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их
позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с
точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая
разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики, схемы).

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики.4 класс»-М.:Просвещение, 2018

2. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Для учителя:
2. Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики. 4 класс». - М.: Просвещение, 2018
3. Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Список дополнительной литературы
Агапова И.А, Давыдова М.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005.
Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.
Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.
Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов,
дефектологов. М., 2000.
6. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.
9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.
10. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.
11. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.
12. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.
13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004
14. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.
15. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.
16. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.
17. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.
Этика: словарь изречений
1.
2.
3.
4.
5.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
знать/понимать:

- общие этические понятия на разных языках России;
- общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- «Золотое правило нравственности»;
- ценные качества человеческой души;
- ценности рода и семьи;
- светские правила;
- как появилась семья;
- семейные традиции;
- правила поведения в школе;
- права и обязанности школьника;
- правила дружбы;
- понятие: этикет;
- сокровища нравственности;
- роли в семье;
- понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
уметь:
- определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- строить отношения между людьми в школе;
- жить по законам чести;
- держать слово;
- иметь силу воли;
- строить отношения в семье;
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- любить страну, Родину и Отечество.

Календарно-тематическое планирование
№
урока

№
п/п

дата
По
коррекц
плану
ия

1

1

04.09

2

2

11.09

Тема урока

Стандарты
содержание

Раздел 1 Введение (2 ч.)
Этика – наука о Основные
нравственной
определения
жизни
человека.
понятий этики и
Этика – наука о
вежливости. Чтение
нравственной
поучительных
жизни
человека.
сказок о

Ожидаемые результаты
метапредметные
предметные
Определять и
объяснять своё
отношение к
общественным нормам
и ценностям

вежливости.

3

1

18.09

4

2

25.09

Раздел 2 Этика общения (4 ч.)
Добрым жить Знакомство
с Самостоятельно
на
свете понятиями «добро», формулировать цели
веселей.
«стремление
к урока после
добру».
предварительного
Анализ
текста, обсуждения.
выделение в нём Перерабатывать
главного
и полученную
формулирование
информацию: делать
своими словами.
выводы на основе
Правила
Знакомство
с
обобщения знаний.
общения
для
примерами
Доносить свою
всех.

личностные

Формирование
ценностей
многонационально
го российского
общества;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентации;

Формировать
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.

Научиться
первоначальным
представлениям
представлениям о
светской этике.
Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с
моральными и

Оценивать
жизненные
ситуации и
поступки
людей с точки
зрения
общепринятых
норм и
ценностей,
отделять
поступки

5

3

02.10

6

4

09.10

7

1

16.10

8

2

23.10

9

3

13.11

10

4

20.11

11

1

От
добрых
правил
–
добрые слова и
поступки.

проявления
доброты, чуткости,
деликатности,
высокой
нравственности в
повседневной
жизни, в истории, в
произведениях
литературы
и
искусства.

позицию до других
людей: оформлять
свои мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.

Каждый
интересен.
Раздел 3 Этикет (4 ч.)
Премудрости
Анализ
текста,
выделение в нём
этикета
главного
и
Красота
формулирование
этикета
своими словами.
Простые
Толерантные
школьные
и отношения
с
домашние
представителями
разных
правила
мировоззрений
и
этикета.
культурных
Чистый ручеёк
традиций.
нашей речи.
Выбор в учебных

Овладевать
способностью
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности,
находить средства её
осуществления.
Овладевать
логическими
действиями сравнения,
установления аналогий
и причинноследственных связей,
моделях
построений
общественно
рассуждений.
значимых
Участвовать в диалоге;
жизненных
слушать и понимать
ситуаций
и других, высказывать
отвечать за него.
свою точку зрения на
события, поступки.

В

Раздел 4 Этика человеческих отношений (4ч.)
развитии Выбор
способов Обобщать сведения,

нравственными
нормами, делать
выводы.

человека от
него самого.
Формировать
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.

Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы.
Формулировать
собственное
мнение и позицию.
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к
координации
различных
позиций в
сотрудничестве.
Понять
премудрости
этикета,
соотносить свои
поступки с ними.

Воспитывать
доброжелатель
ность и
эмоциональнонравственную
отзывчивость

Проявлять

Воспитывать

12

2

27.11

13

3

04.12

14

4

11.12

15

1

18.12

16

2

25.12

17

3

15.01

18

4

22.01

добрых чувствтворение души.
Природа –
волшебные
двери к добру и
доверию.
Чувство
Родины.
Жизнь
протекает
среди людей.

достижения цели,
проверка
и
корректировка их.
Составление
разных
виды
планов; следование
плану, сверяя с ним
свои действия и
ориентируясь
во
времени.
Формулировка
смыслового
содержания
иллюстраций,
связка
графического
и
текстового
представления
информации.
Открытие значений
этических понятий,
объяснение
их
смысла
своими
словами.

делать выводы,
проводить сравнения
на текстовом
материале.
Развитие этических
чувств как регуляторов
морального поведения.
Готовность слушать
собеседника, вести
диалог, признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь свою
собственную.

Раздел 5 Этика отношений в коллективе.(4 ч.)
Чтобы быть
Понятие
Готовность слушать
«коллектив».
собеседника, вести
коллективом
Отношения
в
диалог, признавать
Коллектив
коллективе.
существование
начинается с
Понятие уважения различных точек
меня.
и
чуткости
к зрения и права
Мой класс- мои каждому
члену каждого иметь свою
друзья.
коллектива.
собственную.
Коллективизм, его Развитие этических
Презентации.
составляющие
чувств как регуляторов
Проекты.
ценностные черты. морального поведения.
Ежели
Бескорыстное

творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой
работе.
Развивать добрые
чувства в душе.
Увидеть
связь
природы
и
человека.
Строить
сообщения в
устной и
письменной
форме.
Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы.

доброжелатель
ность и
эмоциональнонравственную
отзывчивость.
Развитие
самостоятельно
сти
и личной
ответственност
и
за свои
поступки на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
.

Формирование
ценностей
коллективизма;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентаций;
Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить

Развитие
самостоятельно
сти
и личной
ответственност
и
за свои
поступки на
основе
представлений
о нравственных
нормах,

душевны вы и
к этике не
глухи.

19

1

29.01

20

2

05.02

21

3

12.02

22

4

19.02

поведение.
Моральные правила
поведения
соответствующие
принципам
справедливости.
Мораль и жизнь в
обществе.

Воспитывать
вежливость,
доброжелательность и
эмоциональнонравственную
отзывчивость

Раздел 6 «Простые нравственные истины» (4 ч.)
Жизнь
Материальные
и Обобщать сведения,
духовные
делать выводы,
священна
потребности
проводить сравнения
Человек
человека.Жизнь как на текстовом
рождён для
высшая
ценность материале.
добра.
для человека и его Развитие этических
Милосердие –
семьи.
чувств как регуляторов
закон жизни.
Качества,
морального поведения.
помогающие
Готовность слушать
Жить во благо
определять
собеседника, вести
себе и другим.
нравственную
диалог, признавать
ценность человека. существование
Сущность понятий различных точек
честь, достоинство, зрения и права
тактичность,
каждого иметь свою
милосердие,
собственную.
справедливость.
Сущность понятий
свобода
и
моральный выбор.
Связь свободы с
моральным
выбором.
Выбор
между
нравственным
и
безнравственным
поведением.

поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы.

социальной
справедливости
.

Развивать добрые
чувства в
отношениях с
человеком, с
природой.
Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы.

Воспитывать
внимание,
понимание,
сострадание,
доброжелатель
ность и
эмоциональнонравственную
отзывчивость.
Развитие
самостоятельно
сти
и личной
ответственност
и
за свои
поступки на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
.

23

1

26.02

24

2

04.03

25

3

11.03

26

4

18.03

27

1

01.04

Раздел 7 «Душа обязана трудиться.» (4 ч.)
Следовать
Нравственная
Готовность слушать
ценность
добро.
собеседника, вести
нравственной
Стремление к добру диалог, признавать
установке.
- цель человеческой существование
Достойно жить
морали.
различных точек
среди людей.
Гуманизм
– зрения и права
Уметь понять и важнейший
каждого иметь свою
простить.
этический признак. собственную.
Что такое честь.
Перерабатывать
Простая этика
Что
такое
полученную
поступков.
достоинство.
информацию: делать
Что такое совесть.
выводы на основе
Нравственные
обобщения знаний.
идеалы.
Доносить свою
позицию до других
людей: оформлять
свои мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.
Развитие этических
чувств как регуляторов
морального поведения.

Раздел 8 «Посеешь поступок – пожнёшь характер» (4 ч.)
Общение и
Понятия
Развитие этических
доброжелательност
чувств как регуляторов
источники
ь, чувство юмора, морального поведения.
преодоления
терпимость
к Уметь вести диалог,
обид.
недостаткам.
признавать

Понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
Формирование
ценностей
многонационально
го российского
общества;
становление
гуманистических и
демократических
ценностных
ориентации;
Учиться
первоначальным
представлениям о
светской этике.
Осознавать
прочитанный и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы.

Оценивать свои
и жизненные
ситуации,
поступки
людей с точки
зрения
общепринятых
норм и
ценностей.
Ценить и
принимать
базовые
ценности: «доб
ро»,
«родина»,
«семья»,
«мир»,
«настоящий
друг»,
«справедливост
ь», понимать
позицию
другого.

Осознавать
прочитанный
и
услышанный
текст, соотносить
поступки героев с

Формирование
моральной
самооценки,
ориентации на
моральные

28

2

08.04

29

3

15.04

30

4

22.04

31

1

06.05

Извинение
и существование
прощение
различных точек
Сущность понятия зрения и права
ответственность.
каждого иметь свою
Взаимосвязь
собственную.
свободы человека с
ответственностью.
Ростки
нравственного Ответственность
человека
за
опыта
совершаемые
поведения.
действия,
Доброте
сочувствие.
сопутствует
Какие
признаки
терпение.
имеет
нравственный
поступок.
Что значит быть
нравственным
в
наше время?
Моральные
обязанности
человека в
обществе.
Действия с
Действия с
приставкой «СО»:
приставкой
сочувствие,
«со».
сопереживание,
сострадание,
соболезнование,
соучастие.
Раздел 9 « Судьба и Родина едины.» (4 ч.)
С чего
Нормы - образцы Перерабатывать
нравственного
полученную
начинается
поведения
в информацию: делать
Родина
культуре России - выводы на основе
В тебе
труженик, патриот, обобщения знаний.
рождается
воин, коллективист. Определять общую
патриот и

моральными
и
нравственными
нормами, делать
выводы.
Оценивать
характер
взаимоотношений
людей с позиции
развития
этических чувств,
понимания чувств
других людей и
сопереживания им.

нормы
и их
выполнение .
Развитие
самостоятельно
сти
и личной
ответственност
и
за свои
поступки на
основе
представлений
о нравственных
нормах,
социальной
справедливости
.

Формирование
ценностей
многонационально
го российского
общества;
становление

Формировать
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.

32

2

13.05

33

3

20.05

34

4

гражданин.
Человек – чело
века.
Слово,
обращённое к
себе.

Духовные
традиции.
Отечество. Любовь.
Уважение.
Патриотизм.
Служение на благо
Отечества.

Обобщающий
урок по курсу.
Творческая
мастерская.

Подведение итогов.
Презентация
творческих работ.

цель и пути её
достижения, уметь
договариваться о
распределении ролей в
совместной
деятельности.
Доносить свою
позицию до других
людей: оформлять
свои мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных
и жизненных речевых
ситуаций.
Осуществлять поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников Интернета.
Отбирать,
систематизировать и
фиксировать
информацию.
Презентации
творческих
проектов

Итого: 34 часа

гуманистических и
демократических
ценностных
ориентации;
Понимать и
принимать
значение
нравственных
норм для
достойной жизни
личности и семьи.
понимать и
принимать
значение
моральноответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
понимать и
осознавать
ценность
нравственности и
духовности в
человеческой
жизни.
Участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение.
адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарищей.

Воспитывать
доверие и
уважение к
истории и
культуре
Отечества.
Оценивать
жизненные
ситуации и
поступки
людей с точки
зрения
общепринятых
норм и
ценностей
российского
государства и
общечеловечес
ких норм
этики.

Практическая часть программы
Раздел
Практические
Вводный урок
2
«Этика общения»
2
«Этикет»
1
«Этика человеческих
отношений»
2
«Этика отношений в
коллективе»
Ежели душевны вы и
к этике не глухи…
1
«Простые
и
нравственные
истины»
1
«Душа
обязана
трудиться»
2
«Посеешь поступок –
пожнёшь характер»
2
«Судьба и Родина
едины»
13
Всего часов

Творческие
1
2
3
4
3

Диагностические

1

Проекты

1

1
2

1

3
3
4
26

1
1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».