Рабочая программа по ОДНКНР 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОБУ СОШ с. Арсеново Зианчуринского района РБ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО гуманитарного цикла:
Сусарова З.И.

Зам. Директора по УВР:
Бикбаева Г.Г.

Директор школы:
Каймурзина Л.А.

Протокол № 1 от «30»

Протокол № 1 от «31»

августа 2023 года

августа 2023 года

Приказ № 111/1 от «31»
августа 2023 года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
ОДНКНР 8 класс
учителя 1 категории Вартанян Минсары Минибаевны
среднее общее образование срок реализации рабочей программы – 1 год

1

2023-2024 учебный год

курса внеурочной деятельности
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для
обучающихся 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования на основе:
- примерной программы по Основам духовно-нравственной культуры народов России и учебно-методическому комплексу
система учебников «Алгоритм успеха»
М.В.Козлов, В.В.Кравчук, Е.С.Элбакян
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса внеурочной деятельности ОДНКНР в 8 классе отводится 1 час в
неделю (34 часа в год.).
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России:


воспитание духовно-нравственной личности гражданина России, формирование позитивной гражданской, этнической и
глобальной идентичности, понимания принципов многовекового конструктивного сосуществования народов с разными
религиозными и культурными традициями.

Достижение поставленной цели конкретизируется решением следующих задач:


воспитать интерес и чувство уважения учащегося к родной для него этнической культуре и к культурам других
народов России (мира); способствовать их восприятию как единства в многообразии;



формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура любого этноса находится в тесной взаимосвязи с
другими культурами, включает в себя традиции и новации;



способствовать формированию знаний морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов 10 России, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;



способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в стране событиям, к совместному
историческому прошлому и к современной жизни многонационального народа России;
2



формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём, желание вносить личный вклад в сохранение и
приумножение культурного наследия своего многонационального государства, своего этноса, мира в целом;



способствовать социализации — формированию умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нём.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:


воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;



воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;



знание норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность
на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;



формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;



понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;



формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности;



понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;



сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;



освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);



готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;



становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;



воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
3



осознание ценности человеческой жизни.

Личностные результаты:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;



формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;



формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;



формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;

4



осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны
отражать:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;



умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;



смысловое чтение;



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;

5



формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
(далее — ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и
другими поисковыми системами;



формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.

В результате освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающиеся должны научиться:


осознавать важность единства российского народа;



осознавать важность гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну и веры в Россию, чувства единения
с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических или религиозных
убеждений;



уважать достоинство другого человека, знать о важности равноправия представителей народов России, исповедующих
разные религии;



понимать необходимость изучения национальных традиций, культуры своего народа, а также народов России;



понимать важность позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, а также других
народов России, важность умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;



осознавать важность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре и вероисповеданию;



понимать ценность нравственных чувств и нравственного поведения по отношению к людям разных национальностей
и разных вероисповеданий;



строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе
взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, веры

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Глава I. Религиозные праздники (15 ч)
6

сотрудничества,

Христианские праздники.Христианский календарь. Общие христианские праздники, специфические — для отдельных
христианских направлений, престольные праздники. Юлианский и григорианский календари. Цвета праздничных облачений.
Цвет церковных одежд священнослужителей в зависимости от праздника. Что символизируют цвета церковных облачений.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Архангел Гавриил. Образ голубя —
символическое изображение Святого Духа. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Когда отмечается праздник,
чему он посвящён. Почему этот день называется Вербным воскресеньем. Пасха. Главный православный праздник. Когда
отмечается Пасха. День победы над смертью. Пасхальные символы. Вознесение Господне и Троица. Когда отмечаются
праздники, чему они посвящены. Почему Троица называется Пятидесятницей. Что символизируют праздники Вознесения и
Троицы. Традиции и обычаи праздников. Икона «Сошествие Святого Духа». «Троица» Андрея Рублёва. Её роль в истории
русской культуры. Преображение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Традиции праздника, его
значение для православной культуры. Успение Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён.
Двухнедельный пост в преддверии праздника. Храмы и соборы, возведённые в честь Успения Богородицы. Рождество
Пресвятой Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Почему православные христиане воздают честь
Богородице. Воздвижение Креста Господня. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Голгофа — место казни Христа.
Крест как символ искупления грехов человечества. Первоначальные символы христианства. 17 Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Рождество Иисуса Христа. Когда отмечается праздник, чему он
посвящён. Рождественские традиции. Что символизирует рождественская ель. Когда в России появилась традиция ёлочных
украшений. Рождественский вертеп. Николай Чудотворец. Санта Клаус. Как называют Санту в других странах. Когда в
России появился Дед Мороз. 40-дневный Рождественский пост. Сочельник. Рождество — семейный праздник. Период между
праздниками Рождества и Крещения — Святки. Святочные гадания. Как рождественская символика отразилась в светских
традициях новогодних праздников. Крещение Господне. Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Сретение Господне.
Когда отмечается праздник, чему он посвящён. Что означает «сретение». Праздничный цвет. Католические праздники.
Особенности празднования Пасхи и двенадцати христианских праздников в Римско-католической церкви. Различия во
времени празднования по григорианскому календарю. Протестантские праздники. Сходство и отличия от православных и
католических. Христианские посты. Что такое «постная» и «скоромная» пища. Значение поста в жизни христианина.
Постные дни. Четыре больших поста. Продолжительность православных постов. Память святых в христианстве.
Канонизация. Беатификация. Святцы. Наиболее известный святой Русской православной церкви — Сергий Радонежский.
Дмитрий Ростовский. Христианские чудеса.
Праздники ислама. Хадж и Курбан-байрам. Хадж — паломничество в город Мекку в Саудовской Аравии. Кому полагается
совершать хадж. Запретная мечеть. Кааба. Курбан-байрам — великий праздник жертвоприношения. Праздничный стол.
Пост в Рамадан и праздник Ураза-байрам. Пост в Рамадан — священная обязанность мусульман. Кто освобождается от

7

поста. Иные исламские праздники. День общественной молитвы. День Ашур. Праздник рождения пророка Мухаммада.
Священные ночи: Ночь Даров, Ночь Вознесения, Ночь очищения. Навруз-байрам — древний иранский праздник
Праздники буддизма. Культовая практика в буддизме. Неоднородность буддистских праздников. Общие черты,
характерные для всей буддийской культуры. Общий для всех буддистов обряд — принятие буддийского прибежища в
«Трёх драгоценностях»: Будде, Дхарме, Сангхе. Обряд чтения текстов — сутт, или сутр, входящих в канонические собрания
буддизма. Обряд напевания мантр, или паритт, служащих для охраны от бед и преодоления сложностей в жизни. Буддийские
дары монахам — дана. Созерцательные практики и медитация. Практика простирания. Освобождение из неволи животных.
Регулярные службы — хуралы. Ритуальные обряды. Ритуальные украшения священных мест для медитаций в буддизме.
Паломничество, паломнические маршруты. Главные праздники буддизма. Весак (Дончодхурал) — день рождения,
просветления и ухода в вечность Будды. Украшение храмов. День Сангхи. День Дхармы. Праздник Катхина. Буддийский
календарь. Каждый год определяется названием животного. Особые дни: полнолуние и новолуние. Региональные
особенности буддизма. Новый год по тибетскому календарю — Сагаалган. Праздник Круговращение Майтреи (Майдарихурал).
Глава II. Религиозные литература и музыка (10 ч)
Христианская литература и церковная музыка.Священное писание — Библия. Самая читаемая книга в мире. Книги
Ветхого Завета. Книги Нового Завета. На каком языке написана Библия. Переводы Библии. Издание Библии на русском
языке. Роль Библии в жизни христиан. Святоотеческие творения. Священное Предание: труды Отцов Церкви —
авторитетных церковных писателей и богословов. Различные жанры Писания Отцов. «Закон Божий». Жития святых и
патерики. Жизнеописания святых — обязательное чтение в каждом благочестивом доме в Российской империи. Великие
Четьи-Минеи. Сборники. Православные мотивы в художественной литературе. Творчество великих русских писателей.
Роман «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. «Лето Господне» И. С. Шмелёва. «Отец Арсений». Католическая и
протестантская литература. «Цветочки Франциска Ассизского» (конец XIV века). Фома Аквинский. Переводы Библии
протестантскими миссионерами. Христианская музыка. Песнопение. Колокольный звон. Использование колокольного звона
в оперной и симфонической музыке. Хоровое пение. Орган в католическом богослужении. Протестантская духовная музыка.
Песенная гимнографическая поэзия. Особенные стили: американский госпел, афроамериканский спиричуэлс, использование
музыкальных жанров: джаза, кантри, рока и других направлений в современной музыке. Произведения русских
композиторов для церкви.
Исламская литература и музыка. Исламская литература. Коран, хадисы, сказки. Произведения на арабском, персидском,
турецком и других языках. Коран — священная книга мусульман. Хадисы — часть Сунны мусульманского Священного
Предания. Кодификация хадисов. Худо- 21 жественное произведение исламской литературы — сборник сказок «Тысяча и
одна ночь», их религиозный подтекст. Ключевые идеи исламской литературы. Главное отличие исламских сказок от
8

христианских. Религиозные песнопения. Популярные мусульманские религиозные песнопения — нашиды: мужской вокал
без музыкального сопровождения. Восхваления Аллаха и религиозные гимны.
Буддийская литература и музыка. Буддийские тексты из Палийского канона. Первый буддийский собор. Поучения Будды
(Сутта): пять разделов. Свод философских трактатов — Абхидхарма. Другое название Паллийского канона — «Три
корзины». Происхождение названия. Деление сутр на два раздела: сутры окончательного значения и сутры, требующие
интерпретации. Разные подходы. Религиозные тексты Махаяны. Специфика буддийских сутр. Лотосовая сутра. Притча о
горящем доме. Сутры, связанные с религиозным поклонением. Существование множественных вселенных. Литературные
традиции Тибета. Возникновение письменности. Тибет принял буддийскую традицию из Индии, родины буддизма. Переводы
на тибетский язык буддийских текстов. Тибетский канон — основополагающий священный текст буддистов, проживающих
в Тибете и России. Труды главы российских буддистов Пандито Хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова. «Захая» («Завет»).
Классификация литературы буддизма. Музыка в буддийской традиции. Совместное чтение монахами буддийских
канонических текстов — сангити («спевка»). Исполнение текстов под аккомпанемент музыкальных инструментов:
лютневых (бива, сямисена, товшура и др.) и смычковых (эрху, хуура, хучира и др.).
Литература и музыка иудаизма. Священные книги иудаизма. Тора, Пророки и Писание (Танах). Тора — Пятикнижие
Моисеево, аналогичное первым пяти книгам библейского канона. Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит),
Бемидбар (Числа) и Дварим (Второзаконие). Десять заповедей. Чтение Торы — центр еврейского богослужения. Устная и
Тайная Тора. Комментарий к Танаху — мидраш — основа Устной Торы. Саддукеи и фарисеи. «Мишна». «Гемара». Талмуд.
Музыкальная культура иудаизма. Теилим (псалмы). Нигуны — мелодии, музыкальные призывы к молитве, которые принято
петь в честь служения Богу. Отличительные черты иудейской музыки
Глава III. Религиозное пластическое искусство (9 ч)
Христианское пластическое искусство.Христианская живопись и скульптура. Период Византийской империи. Собор
Святой Софии Константинопольской. Наполнение античного представления о красоте христианскими представлениями и
символикой. Иконописный канон. Ренессанс: возрождение Античности в западной культурной традиции. Различия в 23
культуре Запада и Востока. Москва — преемница и хранительница восточной христианской традиции. Иконопись.
Творчество Андрея Рублёва. Деревянная скульптура Русского Севера. Православные мотивы в народном творчестве, лубок.
Религиозное прикладное искусство на Руси: изготовление ювелирных изделий, шитьё, литьё и ковка. Западное влияние в
искусстве XVII–XIX веков. Традиции художественного образования. Широкое внедрение натуралистической академической
живописи в храмовое искусство. Библейские сюжеты. Палехская школа. Храмы России. Исаакиевский собор. Храм Христа
Спасителя. Скульптура и чеканные барельефы в украшении храма. Разрушение храмов в советский период. Постсоветское
возрождение храмового изобразительного искусства. Символизм христианского храма. Молитвы первых христиан в
катакомбах. Храм — архитектурно-художественная модель христианского мировосприятия. Устройство и внутреннее
9

убранство православного храма. Различные архитектурные стили в строительстве храмов. Остромирово Евангелие. Западное
пластическое искусство. Эпоха Возрождения — расцвет религиозной живописи на католическом Западе. Италия. Леонардо
да Винчи. Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Тициан, Микеланджело, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх. Густав Доре. Как
украшены католические храмы. Отсутствие культа икон и священных предметов в протестантизме
Исламское пластическое искусство.Арабески. Преобладание орнамента. Запрет на культовое изображение людей и
животных. Мотивы орнаментов древних кочевых народов. Арабески — математика в искусстве. Мечети. Внутреннее
устройство мечети. Мечеть Куббат асСахра («Купол Скалы») в Иерусалиме. Мусульманские миниатюры. Иранские изразцы.
Мавзолеи. План мавзолея, его символика. Ханаки и машады. Обители суфиев.
Буддийское пластическое искусство.Зарождение буддийского искусства. Изображения Будды. Разнообразие архитектуры.
Глубокий символизм буддийского искусства. Буддийская живопись. Резьба по камню. Настенная живопись. Карта
распространения буддийской живописи. Роспись монастырских интерьеров, декоративное оформление жилищ. Тханкопись.
Символические правила буддийских изображений. Мандалы. Ритуальные маски. Скульптуры Будды. Материалы для
скульптур. Типы изображений. Буддийская архитектура. Главный тип священной буддийской архитектуры — ступа.
Символика фрагментов ступы-субургана в тибетской традиции. Буддийские монастыри.
Пластическое искусство иудаизма и мотивы священной истории иудеев в русской живописи. Скиния Завета и
Иерусалимский храм. Ритуальное шитьё, ковка, ювелирное искусство. Еврейское переносное святилище — скиния.
Иерусалимский храм. Синагога. Внутреннее устройство синагоги. Известные синагоги мира. Священная история иудеев в
русской живописи. Религиозные темы в работах выпускников Российской академии художеств. «Всемирный потоп» И. К.
Айвазовского. «Иов и его друзья» И. Е. Репина. «Медный змий» Ф. А. Бруни.
Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России Историко-культурная самоидентификация
гражданина Российской Федерации. Связь творчества с религией. Русская литература — средоточие самосознания нации.
Вклад русской литературы в развитие межнациональных и межрелигиозных отношений. Категории добра и зла, истины и
лжи, запрета и дозволенного. Процесс возрождения религиозных ценностей в России. Мультикультурность современной
России — духовное богатство нашей страны

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые
сроки
прохожде

Фактические сроки
прохождения темы
10

ния темы

и/или коррекция

Глава I. Религиозные праздники (15 ч)
1

Христианский календарь. Цвета
праздничных облачений.
Благовещение Пресвятой
Богородицы.

06.09.2023

2

Вход Господень в Иерусалим
(Вербное воскресенье)

13.09.2023

3

Пасха. Вознесение Господне и
Троица. Преображение Господне

20.09.2023

4

Успение Пресвятой Богородицы.
Рождество Пресвятой Богородицы.

27.09.2023

5

Воздвижение Креста Господня.
Введение во храм Пресвятой
Богородицы

04.10.2023

6

Рождество Иисуса Христа. Крещение
Господне. Сретение Господне

18.10.2023

7

Католические праздники.
Протестантские праздники.
Христианские посты.

8

Память святых в христианстве.
Христианские чудеса

08.11.2023

9

Хадж и Курбан-байрам

15.11.2023

10

Пост в Рамадан и праздник Уразабайрам. Иные исламские праздники

22.11.2023

11

Культовая практика в буддизме

29.11.2023

12

Главные праздники буддизма.

06.12.2023

25.10.2023

11

Буддийский календарь
13

Праздники Торы

13.12.2023

14

Праздники Талмуда.
Каббалистические праздники

20.12.2023

15

Итоговое занятие по главе 1

27.12.2023

Глава II. Религиозные литература и музыка (10 ч)
16

Священное писание — Библия.
Святоотеческие творения. Жития
святых и патерики

10.17.2024

17

Православные мотивы в
художественной литературе.

18

Католическая и протестантская
литература. Христианская музыка

17.01.2024
24.01.2024
31.01.2024

19

Исламская литература. Коран,
хадисы, сказки

07.02.2024

20

Религиозные песнопения

14.02.2024

21

Буддийские тексты из Палийского
21.02.2024
канона. Религиозные тексты Махаяны

22

Литературные традиции Тибета.
Музыка в буддийской традиции

23

Священные книги иудаизма

24

Музыкальная культура иудаизма

13.03.2024

25

Итоговое занятие по главе 2

20.03.2024

28.02.2024
06.03.2024

Глава III. Религиозное пластическое искусство (9 ч)
26

Христианская живопись и
скульптура

27.03.2024

12

27

Символизм христианского храма.
Западное пластическое искусство

06.04.2023

28

Арабески. Мечети

03.04.2024

29

Мавзолеи. Ханаки и машады

10.04.2024

30

Зарождение буддийского
искусства. Буддийская живопись

17.04.2024

31

Скульптуры Будды. Буддийская
архитектура

08.05.2024

32

Скиния Завета и Иерусалимский
храм. Синагога

15.05.2024

33

Священная история иудеев в
русской живописи

22.05.2024

34

Разнообразие религиозных культур
как национальное достояние
России

25.05.2024

13

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОБУ СОШ с. Арсеново Зианчуринского района РБ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО гуманитарного цикла:
Сусарова З.И.
Протокол № 1 от «30»

Зам. Директора по УВР:
Бикбаева Г.Г.
Протокол № 1 от «31»

Директор школы:
Каймурзина Л.А.
Приказ № 111/1 от «31»

августа 2023 года

августа 2023 года

августа 2023 года

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
ОДНКНР
класс – 8
учителя 1 категории Вартанян Минсары Минибаевны
14

среднее общее образование срок реализации рабочей программы – 1 год

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».