Рабочая программа по биологии 7-9 класс Шаяхметовой О.П.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР
ЗИАНЧУРИНСКИЙ РАЙОН РБ
Администрация муниципального района Зианчуринский район Республики
Башкортостан
МОБУ СОШ с. Арсеново Зианчуринского района РБ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

МО естественногуманитарного и
физкультурнотехнологического
цикла

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________
[Бикбаева Г.Г.]
[Каймурзина Л.А.]
Протокол №1 от «31»
Приказ №111/1 от «31»
августа 2023 г.
августа 2023 г.

________________________
[Скрпинцева М.А.]
Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Биология» (Базовый уровень)
для учащихся 5 – 9 классов

с.Арсеново 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика программы
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования, требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования
второго поколения и примерной программы по биологии. В ней также
учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с программой начального общего образования.
1.2 Цели и задачи изучения биологии
В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к
Примерной программе по биологии. Цели биологического образования в
основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном,
метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с
учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы
образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально
значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями
биологического образования являются:
 социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную
группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание; воспитание любви к природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными,
информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой
природы.
2

1.3 Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от
общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных
связей. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и
учебно – методических пособиях, созданных коллективом авторов под
руководством В.В. Пасечника.
Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
1. Многообразие и эволюция органического мира;
2. Биологическая природа и социальная сущность человека;
3. Уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы»,
«Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» (5-7 класс) включает сведения об отличительных
признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира,
растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела
представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в
соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с
особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде
обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» (8 класс) содержатся сведения о
человека как биосоциальном существе, строении человеческого организма,
процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной
сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» (9 класс)
обобщаются знания и жизни и уровнях организации, раскрываются
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле,
обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Обучающиеся знакомятся с основами цитологии, генетики, селекции и теории
эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении
экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности
человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение
фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для
понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены
лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося:
тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам
самостоятельной
учебной
деятельности,
способствовать
развитию
любознательности и интереса к предмету.
1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане

3

На изучение курса биологии в 5 и 6 классах выделяется 1 час в неделю, в 7 – 9
классах - 2 часа в неделю.
В данной программе по биологии предусмотрены часы, вынесенные в часть,
формируемую участниками образовательного процесса
Изучение курса основано на классно-урочной системе с использованием
различных форм и методов обучения, в том числе цифровых образовательных
ресурсов и средств мультимедийной поддержки.
1.5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 реализация установок здорового образа жизни;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического
отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
опыты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
 умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и
окружающих;
 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение
существенных
признаков
биологических
объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий, лишайников; организма человека;
видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение
4

энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ
и превращение энергии в экосистемах);
 приведение
доказательств
(аргументация)
родства
человека
с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
необходимости защиты окружающей среды;
 соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма. Стрессов. ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки. Зрения. Слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
 классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
 различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового
растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных
растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
 сравнение биологических объектов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов с
их функциями;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов; постановка биологических опытов и объяснение
их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
5

 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами (препаровальные иглы, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами и растениями, укусах животных, простудных заболеваниях,
ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за
состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
 выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Живые организмы» 5-7 класс
Биология. Бактерии, грибы, растения
5 класс
Введение
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки
живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь
организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые
организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Тема 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и
её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность
клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и
деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растений с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под
микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в
клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
6

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных
растительных тканей.
Тема 2. Царство Бактерии
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их
роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в
природе.
Тема 3. Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных
грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые
грибы. Грибы- паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Тема 4. Царство Растения
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со
средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений
(водоросли, мхи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные).
Водоросли. Многообразие водорослей, среда обитания водорослей. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и
жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие,
среда обитания, значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов,
среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их
строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана
редких видов. Голосеменные, их строение и разнообразие, среда обитания,
распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Покрытосеменные (цветковые) растения, их строение и многообразие, среда
обитания, значение цветковых растений в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах)
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
7

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Биология. Многообразие покрытосеменных растений
6 класс
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы
корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и
их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное
строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их
классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строение корня.
Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа.
Макро- и микростроение стебля.
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Тема 2. Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений.
Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды
и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения
растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных
растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных
растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян.
Питание проростков запасными веществами семени.
Получение вытяжки хлорофилла.
8

Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету.
Образование крахмала.
Дыхание растений.
Испарение воды листьями.
Передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 3. Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел,
царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные
растения. Класс Однодольные. Морфологическая характеристика семейств
двудольных и однодольных. Важнейшие сельскохозяйственные растения,
биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Демонстрация
Живые и гербарные растения.
Районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Тема 4. Природные сообщества
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Растительные
сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние
деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды
на человека.
Экскурсия
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Биология. Животные.
7 класс
Введение (3 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы
изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия
животных и растений. Систематика животных.
Тема 1. Простейшие
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Колониальные организмы.
Демонстрация
Микропрепаратов простейших
Лабораторные работы и практические работы
Изучение строения и передвижения простейших
Тема 2. Многоклеточные животные(40 часов)
9

Беспозвоночные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания,
образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места
обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни
человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ
жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в
природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и
жизни человека.
Демонстрация
Микропрепаратов гидры.
Разнообразных моллюсков и их раковин.
Морских звезд и других иглокожих.
Лабораторные работы и практические работы
Многообразие кольчатых червей
Изучение внешнее строение дождевого червя.
Изучение строения раковин моллюсков
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Изучение внешнего строения насекомых
Изучение типов развития насекомых. Изучение представителей отрядов
насекомых.
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные.
Класс Круглоротые. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда
обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности.
Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
10

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда
обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.
Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.
Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения позвоночных животных
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц.
Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих
Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Тема 3. Эволюция строения функций органов и их систем у животных
(9часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт,
рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов
Тема 4. Индивидуальное развитие животных(4 часа)
Органы размножения, продления рода. Способы размножения животных.
Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и
продолжительность жизни.
Лабораторные и практические работы
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3
часа)
11

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические,
палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация
Палеонтологических доказательств эволюции.
Тема 6. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес,
населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания,
поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг
к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека(5
часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание.
Разведение,
основы
содержания
и
селекции
сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система
мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное
использование животных.

Раздел «Человек и его здоровье» 8 класс
Биология. Человек.
8 класс
Тема 1. Человек и его здоровье(5 часов)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и
гигиена. Их становление и методы исследования.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения
человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и
социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрация
Модель «Происхождения человека»
Тема 2. Общие свойства организма человека( 4 часа)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела.
Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и
внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Жизненные процессы
клетки. Ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Центральная и
периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Рефлекс и
рефлекторная дуга.
Демонстрация
12

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Клетка и ткани
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и
торможения.
Тема 3. Опорно-двигательная система( 8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и
микростроение, типы костей. Скелет человека. Типы соединения костей.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Работа скелетных
мышц и их регуляция. Последствия гиподинамии. Нарушения осанки и развитие
плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая
помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет человека
Муляж торса человека
Приемы оказания первой помощи при травмах
Лабораторные и практические работы
Скелет
Мышцы
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия (выполняется дома)
Тема 4. Кровь и кровообращение (9часов)
Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровь, её состав.
Функции клеток крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
Иммунитет, его виды. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Вакцины,
прививки и сыворотки. Аллергические реакции. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая системы, их роль в организме. Строение
сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Кровяное давление и
пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при
заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека.
Приемы измерения артериального давления.
Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные практические работы
Кровеносная система
Тема 5. Дыхание (5 часов)
Значение
дыхания.
Строение
и
функции
органов
дыхания.
Голосообразование. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.
Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
Жизненная ёмкость легких. Гигиена органов дыхания. Приемы оказания первой
13

помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Вред
табакокурения.
Демонстрация
Модель гортани.
Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей.
Лабораторные и практические работы
Дыхание
Тема 6. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.
Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение
в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности
пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения и их
профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочнокишечных инфекций и гельминтозов.
Демонстрация
Торс человека.
Модель зуба человека.
Лабораторные и практические работы
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке
Тема 7. Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, жиров и
углеводов. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и
режим питания.
Лабораторные и практические работы
Энергозатараты человека и пищевой рацион
Тема 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Гигиена одежды и обуви. Приемы оказания
первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделительной
системы.
Заболевание
органов
мочевыделительной
системы
и
их
предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение почки»
Лабораторные и практические работы
Теплорегуляция
Тема 9. Анализаторы. Органы чувств( 5 часов)
Органы чувств и анализаторы, их значение. Строение и функции органов
зрения и слуха. Зрительный и слуховой анализаторы. Гигиена зрения и слуха.
14

Нарушения зрения и слуха и их предупреждение. Органы равновесия, кожномышечной чувствительности, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимодействие
анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза человека.
Модели уха человека.
Лабораторные и практические работы
Строение глаза
Тема 10.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Строение и
функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Доли больших
полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы
нервной системы.
Демонстрация
Модель головного мозга человека
Лабораторные и практические работы
Нервная система
Тема 11.Нейрогуморальная регуляция функций организма (2 часа)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной
деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Безусловные и условные рефлексы.
Врожденные и приобретенные программы поведения. Сон. Особенности высшей
нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность.
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представления, память,
воображение, мышление. Воля. Эмоции. Внимание.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека.
Двойственные изображения.
Выполнение тестов на внимание, виды памяти, тип мышления.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Заболевания, связанные с
нарушением деятельности желёз внутренней секреции и их предупреждение.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа месторасположения
гипофиза.
Тема 12.Размножение и развитие человека ( 5 часов)
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Роды. Развитие после
рождения. Половое созревание.
Демонстрация
Тесты, определяющие темперамент.
Тема 13. Здоровье человека и его охрана ( 4 часа)
15

Вредное влияние на развитие организма наркогенных веществ (табака,
алкоголя, наркотиков). Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции,
передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её
профилактика. Биологическая и социальная зрелость. Темперамент и характер.
Интересы, склонности, способности.

Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
Введение ( 3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в
современной
жизни.
Методы
исследования
биологии.
Современные
представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой
природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав,
строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы,
липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические
катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Модель ДНК
Лабораторные и практические работы
Биологические катализаторы
Тема 2. Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки.
Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его
постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты,
эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост.
Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз,
мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Моделей-аппликаций «Митоз», «Мейоз»
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток растений и животных под микроскопом.
Тема 3. Организменный уровень (14 часов)
16

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные
закономерности передачи наследственной информации. Закономерности
изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Решение генетических задач
Модификационная изменчивость
Тема 4. Популяционно-видовой уровень ( 9 часов)
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие
эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный
отбор.
Результаты
эволюции:
многообразие
видов,
приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор.
Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция. Экология как
наука. Экологические факторы и условия среды.
Демонстрация
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,
приспособленность.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в
биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в
биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 6. Биосферный уровень (12 часов)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и
превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы
рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды,
гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития
органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модель-аппликация «Биосфера и человек»
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов
17

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Раздел «Живые организмы»
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической
организмов: проводить наблюдения
несложные

биологические

науки для

изучения

клеток и

за живыми организмами,

эксперименты

и

объяснять

ставить

их результаты,

описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности
по

изучению

живых

организмов

(приводить

доказательства,

классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать

информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами,

ядовитыми

растениями,

укусах

животных;

работы

с

определителями растений; выращивания и размножения культурных
растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой
природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях,

экологическое

сознание,

эмоционально-ценностное

отношение к объектам живой природы);
18

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Раздел «Человек и его здоровье»
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека:
проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения,
ставить

несложные

биологические

эксперименты

и

объяснять

их

результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с
млекопитающими

животными,

сравнивать

клетки,

ткани,

процессы

жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
• ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать

информацию об организме человека, получаемую из разных источников,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Ученик получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за
состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
19

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов,
рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел «Общие биологические закономерности»
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую
значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей:

наблюдать

и

описывать

клетки

на

готовых

микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по
изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой
природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;

выделять

отличительные

признаки

живых

организмов;

существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться

в

системе

познавательных

ценностей:

оценивать

информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных
источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в
экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных экологических проблем.

20

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема

Колво
часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Биология. Бактерии, грибы, растения
5 класс (34 часа)
Введение
6
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.
Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
Клеточное
9
Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими
строение
инструментами
организмов
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
клетки.
Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают
их.
Бактерии
2
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
бактерий.
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы
5
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
грибов.
Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
Различают съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых грибами.
Растения
12
Выделяют существенные признаки строения растений разных
отделов.
Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов.
Определяют принадлежность растений к определенной
систематической группе (классифицируют).
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы
на основе сравнения.
Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека.
Приводят доказательства родства, общности происхождения и
эволюции растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Выявляют эстетические достоинства представителей растительного
мира.
Биология. Многообразие покрытосеменных растений
6 класс (34 часа)
Строение и
16 Выявляют существенные признаки строения органов
многообразие
покрытосеменных растений.
покрытосеменных
Сравнивают клетки разных тканей, образующих органы
21

растений

Жизнь растений

10

Классификация
растений

4

Природные
сообщества

4

Введение

2

покрытосеменных растений, на основе сравнения делают выводы.
Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток,
тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений.
Различают на живых объектах и таблицах органы покрытосеменных
растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности
растений.
Сравнивают способы размножения растений, делают выводы на
основе сравнения.
Ставят биологические эксперименты по изучению процессов
жизнедеятельности растительного организма и объясняют их
результаты.
Проводят наблюдения за ростом и развитием растений.
Осваивают приемы выращивания и размножения культурных
растений.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Выделяют существенные признаки классов и семейств
покрытосеменных растений.
Сравнивают представителей разных семейств и делают выводы на
основе сравнения.
Различают на живых объектах, таблицах и гербариях наиболее
распространенные растения разных семейств, опасные для человека
растения.
Объясняют роль представителей разных семейств растений в жизни
человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Осваивают приемы: работы с определителями растений; оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую.
Определяют принадлежность растений к определенному классу и
семейству (классифицируют)
Выявляют эстетические достоинства представителей растительного
мира.
Выделяют существенные признаки разных типов растительных
сообществ.
Выявляют приспособленность растений к среде обитания,
взаимосвязи в растительном сообществе.
Определяют цель и смысл своих действий по отношению к объектам
растительного мира.
Биология. Животные
7 класс (68 часов)
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности
животных.
Сравнивают растения и животных. Делают выводы на основе
сравнения.
Объясняют роль различных животных в жизни человека.
22

Простейшие

3

Многоклеточные
животные

35

Эволюция
строения функций
органов и их
систем у
животных

11

Индивидуальное
развитие
животных

4

Выделяют эстетические достоинства представителей животного мира.
Выделяют существенные признаки одноклеточных животных.
Сравнивают представителей разных групп простейших, делают
выводы на основе сравнения.
Наблюдают и описывают простейших.
Различают на живых объектах и таблицах представителей разных
групп простейших, опасных простейших для человека.
Объясняют роль простейших в жизни человека.
Выявляют принадлежность простейших к определенной
систематической группе.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.
Находят информацию о простейших в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах
Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в
другую.
Выявляют эстетические достоинства некоторых простейших.
Выделяют существенные признаки многоклеточных животных
разных групп.
Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы
на основе сравнения.
Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах животных
разных типов и классов, опасных для человека животных.
Объясняют роль различных животных в жизни человека.
Выявляют принадлежность животных к определенной
систематической группе.
Осваивают приемы оказания первой помощи при укусах животных.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых животными.
Находят информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Выявляют эстетические достоинства представителей животного мира.
Выделяют существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности животных разных групп.
Сравнивают строение и процессы жизнедеятельности животных
разных групп, делают выводы на основе сравнения.
Выявляют взаимосвязи между особенностями строения органов и
выполняемыми ими функциями.
Наблюдают и описывают поведение животных.
Различают на живых объектах, в коллекциях и таблицах органы и
системы органов животных разных типов и классов.
Приводят доказательства усложнения животных в ходе эволюции.
Находят информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Выделяют существенные признаки процесса размножения и его
способов у животных разных групп.
Сравнивают строение органов размножения и процессы размножения
у животных разных групп; периодизацию и продолжительность
жизни, делают выводы на основе сравнения.
Различают на таблицах циклы развития животных с превращением и
без превращения, стадии развития животных.
Приводят доказательства усложнения органов размножения
животных в ходе эволюции.
23

Развитие и
закономерности
размещения
животных на
Земле
Биоценозы

4

Приводят доказательства родства, общности происхождения и
усложнения животных в ходе эволюции.
Объясняют причины многообразия видов в природе.
Выявляют закономерности размещения животных на Земле.

4

Животный мир и
хозяйственная
деятельность
человека

5

Введение. Науки,
изучающие
организм человека

2

Происхождение
человека

3

Строение
организма

5

Опорнодвигательная
система

7

Выделяют существенные признаки естественных и искусственных
биоценозов; продуцентов, консументов, редуцентов в биоценозе.
Определяют принадлежность животных разных групп к консументам
и редуцентам.
Объясняют влияние факторов среды на биоценозы. Выявляют
приспособленность животных к среде обитания и взаимосвязи в
биоценозе.
Выделяют существенные признаки домашних животных.
Различают на таблицах наиболее распространенных домашних и
промысловых животных.
Объясняют роль домашних и промысловых животных в жизни
человека.
Осваивают приемы выращивания и размножения домашних
животных.
Приводят доказательства необходимости охраны животных и
рационального использования животного мира.
Находят информацию о воздействии человека на животный мир; о
домашних и промысловых животных; об охраняемых территориях и
животных Красной книги в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет,
анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.
Выявляют эстетические достоинства домашних животных; цель и
смысл своих действий по отношению к представителям животного
мира.
Биология. Человек
8 класс (68 часов)
Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды,
необходимости защиты среды обитания человека.
Выявляют эстетические достоинства человеческого тела.
Объясняют место и роль человека в природе.
Приводят доказательства родства человека с млекопитающими
животными.
Выделяют существенные признаки организма человека; клеток,
тканей, органов и систем органов человека.
Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают выводы на
основе сравнения.
Различают на таблицах органы и системы органов человека.
Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых
микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы
человека.
Выявляют влияние физических упражнений на развитие скелета и
мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток,
тканей и органов опорно-двигательной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики травматизма, нарушения осанки и развития
плоскостопия.
На основе наблюдения определяют нарушения осанки и наличие
24

Внутренняя среда
организма

3

Кровеносная и
лимфатическая
системы
организма

6

Дыхание

4

Пищеварение

7

Обмен веществ и
энергии

3

Покровные
органы.
Терморегуляция.
Выделение

4

Нервная система

6

Анализаторы.
Органы чувств

5

Высшая нервная

5

плоскостопия.
Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорнодвигательной системы.
Выделяют существенные признаки процессов свертывания и
переливания крови; иммунитета, вакцинации и действия лечебных
сывороток.
Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови
и их функциями.
Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме .
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической
системы.
Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания
первой помощи при кровотечениях.
Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена.
Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе
сравнения.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением.
Различают на таблицах органы дыхательной системы.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах
Интернет информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют
её в виде рефератов, докладов, презентаций.
Осваивают приемы профилактики простудных заболеваний; оказания
первой помощи при отравлении угарным газом, спасении
утопающего.
Выделяют существенные признаки процессов питания и
пищеварения.
Различают на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений
энергии в организме человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития
авитаминозов.
Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции,
процесса удаления продуктов обмена из организма.
Различают на таблицах органы мочевыделительной системы.
Приводят доказательства необходимости закаливания организма,
ухода за кожей, волосами, ногтями, соблюдения мер профилактики
заболеваний мочевыделительной системы.
Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и
солнечных ударах, ожогах, обморожениях, травмах.
Выделяют существенные признаки процесса регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы нервной системы.
Выделяют существенные признаки строения и функционирования
органов чувств, анализаторов.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики нарушения зрения и слуха.
Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.
25

деятельность
Поведение.
Психика
Железы
внутренней
секреции
(эндокринная
система)
Индивидуальное
развитие
организма

2

Выделяют существенные признаки процесса регуляции
жизнедеятельности организма.
Различают на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.

6

Выделяют существенные признаки воспроизведения и развития
организма человека.
Объясняют механизмы появления наследственных заболеваний у
человека.
Приводят доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ –
инфекций; медико-генетического консультирования для
предупреждения наследственных заболеваний человека.
Находят в учебной, научно-популярной литературе и ресурсах
Интернет информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформляют её в
виде рефератов, устных сообщений, презентаций.
Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
Биология. Введение в общую биологию
9 класс (68 часов)
Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.
Овладевают методами биологической науки: постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Выделяют отличительные признаки живых организмов.
Выделяют существенные признаки вирусов.
Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой
природы, делают выводы на основе сравнения.
Классифицируют органические соединения по группам.
Объясняют роль органических соединений в жизнедеятельности
организмов.
Выделяют существенные признаки строения клетки и процессов
обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания,
выделения, транспорта веществ, деления клетки.
Различают на таблицах основные части и органоиды клетки.
Выявляют взаимосвязи между строением и функциями клеток.
Наблюдают и описывают клетки на готовых микропрепаратах.
Выделяют существенные признаки процессов роста, развития,
размножения.
Объясняют механизмы мейоза, наследственности и изменчивости.
Сравнивают митоз и мейоз, изменчивость и наследственность,
половое и бесполое размножение, женские и мужские половые
клетки, рост и развитие организмов, делают выводы на основе
сравнения.
Выделяют существенные признаки вида.
Объясняют формирование приспособленности организмов к среде
обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.
Выявляют приспособления у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Введение

3

Молекулярный
уровень

10

Клеточный
уровень

14

Организменный
уровень

15

Популяционновидовой уровень

8

26

Экосистемный
уровень

6

Биосферный
уровень

12

Выделяют существенные признаки экосистемы, процессов потока
веществ и превращений энергии в экосистемах.
Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения
экосистемы.
Выявляют типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
Наблюдают и описывают экосистемы своей местности.
Выделяют существенные признаки круговорота веществ в биосфере.
Объясняют значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы.
Приводят доказательства необходимости защиты окружающей среды,
соблюдения правил отношения к живой природе.
Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в
природе.
Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности
человека в экосистемах и биосфере.
Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе
дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1 Натуральные объекты
 наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани,
плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы
листа; набор микропрепаратов по разделу «Животные»; набор
микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»; Набор
микропрепаратов по разделу «Общая биология»;
 живые комнатные растения;
 влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;
 гербарий «Основные отделы растений»;
 гербарий «Морфология растений»;
 гербарий «Классификация покрытосеменных»;
 гербарий лишайников местных видов;
 коллекция «Шишки голосеменных»;
 коллекция «Плоды и семена»;
 плодовые тела гриба- трутовика;
 колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;
 отпечатки ископаемых растений;
 спилы деревьев;
 представители отрядов насекомых (коллекция);
 раковины моллюсков;
 развитие насекомых (коллекция раздаточная);
 виды защитных окрасок у животных;

27

 форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция
раздаточная);
 влажный препарат «Нереида»;
 внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты);
 внутреннее строение лягушки (влажные препараты);
 внутреннее строение крысы (влажные препараты);
 внутреннее строение птицы (влажные препараты);
 внутреннее строение рыбы (влажные препараты);
 скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика;
4.2 Приборы и лабораторное оборудование
 лупы, световые микроскопы;
 иглы препаровальные;
 пинцеты;
 стекла предметные и покровные;
 фильтровальная бумага;
 пипетки;
 пробирки;
 зажим пробирочный;
 мензурки, лабораторные стаканы, колбы;
 спиртовки лабораторные
4.3 Средства на печатной основе
 демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы»,
«Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии»,
«Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи»,
«Лишайники», «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум»,
«Хвощи. Плауны», «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые
растения», «Основные этапы развития растительного мира» и другие;
 динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории;
«Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание»,
«Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование
резус фактора»;
 таблицы по зоологии;
 таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека;
 таблицы по общей биологии
4.4 Муляжи
 плодовые тела шляпочных грибов;
 плоды культурных растений;
 модели цветков разных семейств;
 мозг позвоночных;
 скелет человека;
 модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека
4.5 Экранно-звуковые средства обучения
28

 презентации по темам курсов
 компакт – диски
 электронные приложения к учебникам
4.6 Технические средства обучения
 компьютер
 мультимедийный проектор
4.7 Учебно – методическая литература
 Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. –
М.: Дрофа, 2013.
 Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая
тетрадь. - М.: Дрофа, 2012.
 Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:
рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2013.
 Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6
класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.
 Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных
растений. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Экзамен, 2014.
 Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2014.
 Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2014.
 Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в
общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2015.

29

Биология
7А класс - 68 часов
Календарно-тематическое планирование
№
Планируема
урока
я дата
проведения

Фактическа
я дата
проведения

Тема урока (занятия)
Введение (3 часа)
Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения
животных. Наука зоология и ее структура.
Общее знакомство с животными. Систематика животных.

1

1.09

2

4.09

3

8.09

Сезонные явления в жизни животных. Разнообразие, значение. Экскурсия №1 по теме:
«Многообразие животных. Осенние явления в жизни животных».
Раздел 1. Простейшие (2 часа).

4

11.09

5

15.09

Общая характеристика простейших. Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение
строения и передвижения одноклеточных животных».
Происхождение и значение простейших
Раздел 2. Многоклеточные животные (40 часов)

6

18.09

Многоклеточные животные. Тип Губки

7

22.09

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Происхождение кишечнополостных.

8

25.09

9
10

29.09

Классы кишечнополостных. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Многообразие, среда и места обитания.

2.10

Паразитические плоские черви. Значение в природе и жизни человека.

Примечания

11

6.10

Тип Круглые черви, общая характеристика. Значение в природе и жизни человека.

12

9.10

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2 по теме: «Многообразие кольчатых
червей».

13

13.10

14

16.10

15
16

20.10

Класс Малощетинковые. Класс Пиявки. Лабораторная работа № 3 по теме: «Изучение
внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на
раздражения».
Тип Моллюски. Лабораторная работа № 4 по теме: «Изучение строения раковин
моллюсков».
Тип Иглокожие.

17
18

27.10
10.11

Класс Насекомые. Лабораторная работа № 6 по теме: «Изучение внешнего строения
насекомого».

19

13.11

20

17.11

Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. Лабораторная
работа № 7 по теме: «Изучение типов развития насекомых. Изучение представителей
отрядов насекомых».
Отряды насекомых: стрекозы, равнокрылые, вши, клопы.

21

20.11

22

24.11

23

27.11

24

1.12

Общая характеристика типа Хордовых. Лабораторная работа № 8 по теме: «Изучение
строения позвоночного животного».

25

4.12

Подтип Черепные, или Позвоночные. Многообразие. Класс Круглоротые.

23.10

Тип Членистоногие. Лабораторная работа № 5 по теме: «Знакомство с разнообразием
ракообразных».
Класс Паукообразные

Отряды насекомых: жуки, бабочки, двукрылые, блохи. Биологические и экологические
особенности.
Отряд насекомых: перепончатокрылые. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и
тутовый шелкопряд. Значение в природе и жизни человека.
Обобщение по теме: «Беспозвоночные животные».

26

8.12

27

11.12

Общая характеристика надкласса Рыбы. Лабораторная работа № 9 по теме:
«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы.

28

15.12

Класс Костные рыбы.

29

18.12

Общая характеристика класса Земноводные.

30

22.12

Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.

31
32
33

25.12
29.12
12.01

34

15.01

35
36
37

19.01
22.01
26.01

38

29.01

39
40
41
42
43
44

2.02
5.02
9.02
12.02
16.02
19.02

45

26.02

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.
Многообразие пресмыкающихся: ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы.
Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 10 по теме: «Изучение
внешнего строения и перьевого покрова птиц».
Отряды
птиц:
пингвины,
страусообразные,
гусеобразные,
нандуобразные,
казуарообразные.
Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные.
Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые.
Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц.
Охрана птиц. Экскурсия №2 по теме: «Изучение многообразия птиц».
Класс Млекопитающие. Лабораторная работа № 11 по теме: «Изучение внешнего
строения, скелета и зубной системы млекопитающих».
Отряды млекопитающих: однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые.
Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.
Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные, хищные.
Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные.
Отряд млекопитающих: приматы.
Происхождение, значение и охрана млекопитающих. Сезонные явления в жизни
млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Экскурсия №3 по теме:
«Многообразие птиц и млекопитающих родного края».
Обобщение по теме: «Позвоночные животные».
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (9 часов)

Покровы тела. Лабораторная работа № 12 по теме: «Изучение особенностей различных
покровов тела».
Опорно-двигательная система и способы передвижения животных. Полости тела.
Органы дыхания и газообмен.
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
Кровеносная система. Кровь.
Органы выделения.
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Нервная система и поведение млекопитающих.
Рассудочное поведение.
Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Органы размножения. Продление рода. Размножение и развитие млекопитающих.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (4 часа)

46

1.03

47
48
49
50
51
52

4.03
7.03
11.03
15.03
18.03
22.03

53
54

1.04
5.04

55
56

8.04
12.04

57

15.04

58

19.04

Обобщение по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и
их систем у животных. Индивидуальное развитие животных».
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)

59

22.04

60

26.04

61

29.04

Доказательства
эволюции:
эмбриологические,
сравнительно-анатомические,
палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и
разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Способы размножения животных. Оплодотворение.
Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и
продолжительность жизни. Лабораторная работа № 13 по теме: «Изучение стадий
развития животных и определение их возраста».
Периодизация и продолжительность жизни животных.

Раздел 6. Биоценозы (4 часа)

62
63

3.05
6.05

Естественные и искусственные
Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии.

64

10.05

65

13.05

Взаимосвязь компонентов биоценоза, приспособленность друг к другу. Экскурсия № 4
по теме: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».
Экскурсия № 5 по теме: «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни
животных».
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

66

17.05

Воздействие человека и его деятельность на животных. Промыслы.

67

20.05

68

24.05

Одомашнивание. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания
и ухода за домашними млекопитающими.
Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная
книга. Рациональное использование животных.

Биология
8А класс - 68 часов
Календарно-тематическое планирование
№
урока

Планируемая
дата
проведения

Фактическая
дата
проведения

Тема урока (занятия)

Тема 1. Человек и его здоровье (5 часов)
1

4.09

Науки, изучающие организм человека. Входной контрольный тест. Инструктаж по ТБ

2

5.09

Становление наук о человеке

3

11.09

Систематическое положение человека

4

12.09

Историческое прошлое людей

5

18.09

Расы человека
Тема 2. Общие свойства организма человека (4 часа)

6

19.09

Общий обзор организма

7

25.09

Клеточное строение организма

8
9

26.09
2.10

Ткани. Лаб. раб № 1 «Клетка и ткань»
Рефлекторная регуляция

10

3.10

11

9.10

Тема 3. Опорно-двигательная система (8 часов)
Значение опорно-двигательной системы.
Скелет человека. Осевой скелет

Примечания

12

10.10

13

16.10

14

17.10

Работа скелетных мышц и их регуляция

15

23.10

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

16

24.10

17

7.11

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Лаб. раб №3
«Мышцы».
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Лаб. раб № 2 «Скелет»
Строение мышц

Тема 4. Кровь и кровообращение (9 часов)
18

13.11

19

14.11

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

20

20.11

Иммунология на службе здоровья

21

21.11

Транспортные системы организма

22

27.11

Круги кровообращения

23

28.11

Строение и работа сердца

24

4.12

Движение крови по сосудам.

25

5.12

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

26

11.12

Первая помощь при кровотечениях. Лаб. раб № 4 «Кровеносная система»

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Тема 5. Дыхание (5 часов)
27

12.12

28

18.12

Лёгкие. Легочное и тканевое дыхание

29

19.12

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

30

25.12

Обобщающий урок «Дыхание». Лаб. раб №5 «Дыхание»

31

26.12

Функциональные возможности дыхательной системы

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Тема 6. Пищеварение (6 часов)
32
33
34

9.01
15.01
16.01

35
36
37

22.01
23.01
29.01

Питание и пищеварение
Пищеварение в ротовой полости. Лаб. раб № 6 «Пищеварение в ротовой полости»
Пищеварение в желудке. Лаб. раб № 7 «Пищеварение в желудке». Промежуточная
аттестация.
Функции толстого и тонкого кишечника. Инструктаж по ТБ
Регуляция пищеварения
Гигиена органов пищеварения.
Тема 7. Обмен веществ и энергии (4 часа)

38
39
40

30.01
5.02
6.02

41

12.02

Обмен веществ и энергии
Витамины
Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лаб. раб № 8 «Энергозатраты человека и
пищевой рацион»
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ»

Тема 8. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов)
42
43
44
45
46

13.02
19.02
20.02
26.02
27.02

Кожа – наружный покровный орган
Уход за кожей.
Терморегуляция организма. Лаб. раб № 9 «Теплорегуляция»
Выделение
Обобщающий урок по теме «Покровные органы»

47
48
49
50
51

4.03
5.03
11.03
12.03
18.03

Тема 9. Анализаторы. Органы чувств (5 часов)
Анализаторы
Зрительный анализатор. Лаб. раб № 10 «Строение глаза»
Гигиена зрения.
Слуховой анализатор
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности.
Тема 10. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)

52

19.03

Строение нервной системы. Спинной и головной мозг.

53

1.04

54
55

2.04
8.04

56
57

9.04
15.04

Соматический и автономный отделы нервной системы. Лаб. раб № 11 «Нервная
система»
Работа нервной системы
Врождённые и приобретённые рефлексы. Сон и сновидения. Лаб. раб № 12
«Рефлексы»
Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание
Обобщающий урок по теме «Нервная система»

Тема 11. Нейрогуморальная регуляция функций организма (2 часа)
58
59

60
61
62
63
64

16.04
22.04

Роль эндокринной и нервной регуляции
Функции желёз внутренней секреции

23.04
29.04
30.04
6.05
7.05

Тема 12. Размножение и развитие (5 часов)
Женская и мужская половая система.
Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды.
Половое созревание. Забота о репродуктивном здоровье.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика.
Тема 13. Здоровье человека и его охрана (4 часа)

65
66
67
68

13.05
14.05
20.05
21.05

Вредные привычки человека и борьба с ними
Развитие ребёнка после рождения.
Обобщение за курс 8 класса.
Интересы, склонности, способности

Биология
9А класс - 68 часов
Календарно-тематическое планирование
№
урока

Планируемая
дата
проведения

Фактическая
дата
проведения

Тема урока (занятия)

Введение (3 часа)
1

1.09

Биология – наука о жизни. Входной контрольный тест. Инструктаж по ТБ

2

4.09

Методы исследования в биологии

3

8.09

Сущность жизни и свойства живого
Тема 1. Молекулярный уровень (10 часов)

4

11.09

Уровни организации живой природы.

5
6

15.09
18.09

Углеводы

7

22.09

Состав и строение белков

8
9

25.09
29.09

Функции белков
Нуклеиновые кислоты

10

2.10

АТФ и другие органические соединения клетки

11

6.10

12

9.10

Липиды

Биологические катализаторы. Лаб.р. по теме: «Биологические катализаторы»
Вирусы

Примечания

13.10

Обобщение по теме « Молекулярный уровень»

14

16.10

Тема 2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории.

15

20.10

Общие сведения о клетках.

16

23.10

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

17

27.10

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

18

10.11

19

13.11

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

20

17.11

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лаб.р. по теме «Изучение клеток и
тканей растений и животных на готовых микропрепаратах»

21

20.11

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

22

24.11

Энергетический обмен в клетке

23

27.11

Типы питания клетки

24

1.12

Фотосинтез и хемосинтез

25

4.12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

26

8.12

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

27

11.12

28

15.12

13

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

Деление клетки. Митоз
Обобщение по теме «Клеточный уровень»
Тема 3. Организменный уровень (14 часов)

29

18.12

Размножение организмов. Оплодотворение

30

22.12

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

31
32
33
34
35

25.12
29.12
12.01
15.01
19.01

36
37

22.01
26.01

38
39
40
41
42

29.01
2.02
5.02
9.02
12.02

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон
Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем.
Закон чистоты гамет. Промежуточная аттестация.
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание
Дигибридное скрещивание. Инструктаж по ТБ. Лаб.р. по теме: «Решение генетических
задач». Инструктаж по ТБ.
Сцеплённое наследование признаков. Закон Т.Моргана
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Модификационная изменчивость. Лаб.р. по теме: «Модификационная изменчивость»
Мутационная изменчивость
Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
Обобщение по теме «Организменный уровень»
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (9 часов)

43

16.02

44
45
46

19.02
26.02
1.03

47
48
49
50
51

4.03
7.03
11.03
15.03
18.03

Вид. Критерии вида. Лаб.р. по теме: «Выявление приспособлений у организмов к среде
обитания»
Популяции
Гипотезы возникновения жизни
Развитие представлений о возникновении жизни.
Гипотеза Опарина-Холдейна
Основные этапы развития жизни на Земле
Развитие жизни в архее, протерозое
Развитие жизни в палеозое
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Тема 5. Экосистема (5 часов)

52

53
54
55
56

22.03

1.04
5.04
8.04
12.04

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Экскурсия: «Изучение и описание экосистемы
своей местности»
Состав и структура сообщества
Потоки вещества и энергии в экосистеме
Саморазвитие экосистемы. Экскурсия: «Многообразие живых организмов»
Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.
Тема 6. Биосфера (12 часа)

57
58
59
60
61
62
63
64

15.04
19.04
22.04
26.04
29.04
3.05
6.05
10.05

65
66

13.05
17.05

67

20.05

68

24.05

Биосфера. Среды жизни
Круговорот веществ в биосфере
Развитие эволюционного учения
Изменчивость организмов. Лаб.р. по теме: «Выявление изменчивости организмов»
Борьба за существование. Естественный отбор
Видообразование
Макроэволюция
Основные закономерности эволюции
Контрольно-обобщающий по теме «Биосферный уровень».
Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь
окружающих людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Итоговый урок за курс 9 класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».