Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
Зианчуринский район

МОБУ СОШ с. Арсёново

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Заместитель директора
поУВР

Директор школы

Скопинцева М.А.
Протокол № 1 от «30» августа

Бикбаева Г.Г.
Протокол № 1 от «31» августа

Каймурзиной Л.А.

2023 г.
2023 г.

Приказ № 111/1 от
«31»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Финансовая грамотность»
(5 – 9 КЛАССЫ)

Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации программы: 5 лет

.

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Финансовые компетенции школьников являются составной частью . Финансовая
культура как часть культуры общества и личностив ключает ценности,связанныес
совокупностью традиций,норм,правил,алгоритмов,лучших практик рационального
финансового поведения,навыкови умений ответственного потребления, эффективного
использования денег иобеспечения финансовой безопасности,знаний в области
финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансо
вых
институтах,финансах
и
финансовом
планировании,финансовых
инструментах,услугах и их роли в жизни человека и общества,правах,ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуги финансовых посредников. В программе
делается акцент на последовательное освоениео бучающимися элементов финансовой
компетентности.Они включаются вследующие содержательные блоки:«Деньги в
цифровом
обществе»,«Личность
и
экономические
отношения»,«Культура
потребления»,«Услуги в сфере финансов»,«Риски и финансовая безопасность».Они
образуют тематический каркас учебного курса.
Примерная
рабочая
программа
курса
«Финансовая
культура»
основананапреемственностиспрограммойдляначальногообщегообразования.Лежащиевеё
основеположенияпредполагаютформированиеосновфинансовой культуры современных
подростков с использованием активныхметодовобучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется
на базе образовательного учреждения МОБУ «Преображенская СОШ» .
1.1.1 Направленность (профиль) программы
Программа
и
учебно-методический
комплекс
по
финансовой
культурепозволяютучителюреализоватьобразовательнуютехнологию,восновекоторойлежи
тсистемно-деятельностныйподход,возможностиинформационнокоммуникационныхтехнологий,применяемыхкакдляорганизациипроцессаобученияивоспи
таниявосновнойшколе,такипрактикоориентированногофункциональногоиспользованиязнанийофинансах
вповседневной
жизни.

Правовой основой программы являются следующие документы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности
населения РФ;
4. Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

1.1.2 Актуальность программы
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая
грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый
рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными
средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека,
банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий
момент времени нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При
этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
1.1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки
1.1.4 Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» адресована обучающимся 11-16 лет. Условия набора детей в коллектив принимаются все желающие.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 5лет обучения и реализуется в объеме 34часа в год
(недельная нагрузка 1 час в неделю).
1.1.6 Формы обучения и виды занятий по программе
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся
с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение
практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра

с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция,
конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности
учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах постоянного состава.
Группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, это
позволяет определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий,
правильно запланировать время для теоретических и практических работ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая
грамотность» предполагает поэтапное освоение материала и адаптирована для восприятия
детьми среднего школьного возраста.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Занятия учебной группы проводятся: - 1 час в неделю.
Продолжительность занятия 45 минут и с обязательным применением физминуток.
Количество обучающихся в группе: 10 человек
1.2 Цель и задачи программы на 5 лет обучения
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения
в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Цель и задачи программы 1 года обучения
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель и задачи программы 2 года обучения
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель и задачи программы 3 года обучения
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной
жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведении в области экономических отношений в семье
и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель и задачи программы 4 года обучения
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном
уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования
бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска,
подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как
на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения
опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими годами) финансовых
отношений.
Цель и задачи программы 5 года обучения

Последнего годаспособны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря
развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном
возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они
переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека.
Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только
формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние
механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и
показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового
характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение
оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения
проблемы семьи.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план 1 год обучения 5-9 классы (34 часа)
№
п\п

Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

1

Доходы и расходы
семьи

10

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься

6

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

5

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

5

Что такое финансовая грамотность

1

Итого:

34

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Познавательная беседа «Деньги».Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи».
Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного
пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра
«Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование».Познавательная

беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование
имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой
компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная
беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание
«Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит.
Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности
работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса,
которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач
«Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
1.4. Планируемые результаты .
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о
семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, налогообложение.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
1.3.1 Учебный план 2 год обучения 5-9 классы (34 часа)
№
п\п

Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

1

Основная проблема экономики

3

2

Без чего не может обойтись рынок

2

3

Формы организации бизнеса

4

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

5

Знакомство с бизнес-планом

6

6

Ты – потребитель

4

7

Законы спроса и предложения

4

8

Рыночное равновесие

2

9

Возникновение банков

2

10

Потребитель финансовых услуг

2

11

Профессии банковской сферы

2

Проектная деятельность

3

Итого:

34

Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач
«Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и
ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация
фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание
«Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа
продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где
потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих –
кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса».
Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая
предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит
и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем,
виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия
«Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
1.4. Планируемые результаты .
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о
семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;


• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
1.3.1 Учебный план 3 год обучения 5-9 классы (34 часа)
№
п\п

Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

1

Личное финансовое
планирование

5

2

Финансы и кредит

9

3

Расчетно-кассовые операции

3

4

Инвестиции

6

5

Страхование

4

6

Пенсии

3

7

Жилье в собственность: миф или реальность

3

8

Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

1

Итого:

34

Раздел 1. Личное финансовое планирование(5 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или
инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа
финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды
кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение
экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы
моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».
Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение
экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3.Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и
банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные
бумаги».Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать
ценные бумаги».Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные

металлы».Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты
и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование(4 часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное
страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая
консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6.Пенсии (3 часа).
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная
беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа
«Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность(3 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация
«Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос».
Практическая работа «Социальныйнайм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучение курса «Финансовая грамотность» являются:
 умение грамотно распоряжаться деньгами.

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решение о
семейном бюджете.
Требования к предметным результатам освоения курса:
- овладение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, финансовое
планирование, социальные выплаты.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки и анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметными: результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение
простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей
их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
1.3.1 Учебный план 4 год обучения 5-9 классы (34 часа)
№
п\п

Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

1

Потребительская культура

3

2

Потребитель и закон

4

3

Потребитель – король на рынке

3

4

Куда уходят деньги?

4

5

Информация для потребителя

6

6

Искусство покупать

5

7

Потребительская культура в сфере услуг

2

8

Кто защищает права потребителей

5

9

Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся
Защита проектов

1

10

1

Итого:
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся
«Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие
человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология
потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав
потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли».
Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов
и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа
«Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды».
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».Практическая работа
«Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он
означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты
питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?»Познавательная
беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно
обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый
стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация
«В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое
моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает
потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся (1 час)
Раздел 10. Защита проектов (1 час)

Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:

34

— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие
в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги, виды денег, покупательная способность денег,
благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банковские карты,
финансовое мошеничество, финансовое планирование, форс-мажор, страхование,
бизнес, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система.

1.3.1 Учебный план 5 год обучения 5-9 классы (34 часа)
№
п\п

Наименование разделов и тем

Колич
ество
часов

1

Управление денежными средствами
семьи

8

2

Способы повышения семейного благосостояния

6

3

Риски в мире денег

7

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого:

34

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с
деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»Круглый стол «От чего зависят
личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа
«Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых
организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа
«Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?»
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».Правовая
консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные
катастрофы».Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»Познавательная беседа «Что
такое финансовые пирамиды?»Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»Круглый стол «Польза и
риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»Решение
экономических
задач
«Можно
ли
выиграть,
размещая
сбережения
в
валюте?»Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги
мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее
достойной?»Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие
в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование
поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои
поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график
Календарно-тематическое планирование творческого объединения
«Финансовая грамотность»
1 год обучения
Темазанятия

Введение. Почему так
важно изучать финансовую
грамотность?
Деньги
Драгоценныеметаллы.
Монеты. Купюры
Доходысемьи
Расходысемьи
Предметыпервойнеобходим
ости
Товарыдлительногопользов
ания

Ко
лво
час
ов

1

Содержа Формаорганизациидеят
ние
ельности
занятия
(теория
и
практик
а)
беседа

1
1

доклад
Интерактивнаябеседа

1
1
1

Творческоезадание
Работасостатистикой
Викторина

1

Викторина

Датап
лан

Датаф
акт

Услуги.
Коммунальныеуслуги
Семейныйбюджет
Долги. Сбережения. Вклады
Особые жизненные
ситуации и как с ними
справиться
Экономические
последствия
непредвиденных событий:
болезней, аварий,
природных катаклизмов
Страхование
Страховаякомпания.
Страховойполис
Принципыработыстраховой
компании
Налоги
Видыналогов
Социальныепособия
Социальныевыплаты

1

Государство – этомы
Как спасти деньги от
инфляции
Банковскиеуслуги
Вклады (депозиты)
Кредит. Залог
Собственныйбизнес
Возможности работы по
найму и собственного
бизнеса
Примеры бизнеса, которым
занимаются подростки
Валюта в современноммире

1
1

Валютаразныхстран
Благотворительность
Личныйфинансовыйплан
Итоговое повторение

1
1
1
1

Темазанятия

Понятие и
параметрывыбора

1
1
1

Решениепрактическихзада
ч
Ролеваяигра
Практическаяработа
Решениепрактическихзада
ч

1

Дискуссия

1
1

Решениелогическихзадач
беседа

1

Творческаяработа

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Мини-исследование
Аналитическаяработа
беседа
Решениеэкономическихза
дач
Проект
Решениепроблемнойситуа
ции
Творческоезадание
Практическаяработа
Деловаяигра
Составлениебизнес-плана
Ролеваяигра

1

Разработкабизнес-плана.

1

Решениепрактическихзада
ч
беседа
Мини-проект
Проект

2 год обучения
Ко Содержа Формаорганизациидеятель Датапл
лние
ности
ан
во занятия
часо (теория и
в
практика
)
беседа
1

Датафа
кт

Альтернативнаястои
мость
Сеткапринятиярешен
ия
Частнаясобственност
ь
Конкуренция

1

Решениеэкономическихзадач

1

Практическаяработа

1

беседа

1

Сюжетно-ролеваяигра

Единоличноевладени
е
Товарищество (ТО и
ТОО)
Акционерноеобществ
о
Организацияфирмы
Знакомство с бизнеспланом
Организацияфирмы
Составлениебизнесплана
Реклама
Работафирмы
Распродажапродукци
и. Подсчетприбыли
Правапотребителя
Как и где
потребитель может
защитить свои права
Знакомствосоштрих
– кодами
Конкурс на самое
экономное
использование
ресурсов.
Законспроса
Криваяспроса
Законпредложения
Криваяпредложения
Рыночноеравновесие
Дефицит и избыток
на рынке
Банковскиеуслуги:
кредит, депозит
Заем, видызаймов
Работабанка
Я хочувзятькредит
Знакомство с
профессиями
банковской сферы

1

беседа

1

Деловаяигра

1

Ролеваяигра

1
1

Мини-проект
Мини-проект

1
1

Решениепрактическихзадач
Решениеэкономическихзадач

1
1
1

Творческоезадание
Ролеваяигра
Решениеэкономическихзадач

1
1

Работа с документами
Правоваяконсультация

1

Практическаяработа

1

1
1
1
1
1
1

Аналитическаяработа
Решениеэкономическихзадач
Практическаяработа
Решениеэкономическихзадач
Познавательнаябеседа
Решениеэкономическихзадач

1

Интерактивнаябеседа

1
1
1
1

Практическаяработа
Деловаяигра
Деловаяигра
Сюжетно-ролеваяигра

Значение работы
банков для
потребителей
Деловаяигра
Итоговое повторение
Итоговое повторение

Дискуссия

1

1
1
1

Темазанятия

Роль денег в нашей жизни
Потреблениеилиинвестиции?

3 год обучения
К Содерж
ол ание
заняти
во я
час (теория
ов и
практи
ка)
1
1

Формаорганизацииде
ятельности

Активы в трех измерениях. Враг
личного капитала
Модельтрехкапиталов
Ресурсосбережение основафинансовогоблагополучия
Основныепонятиякредитования
Видыкредитов
Что такое кредитная история
заемщика?»
Арифметикакредитов

1

Дискуссия
Решениепроблемнойсит
уации
Аналитическаяработа

1
1

Творческаяработа
Мини-проект

1
1
1

Познавательнаябеседа
Практическаяработа
Познавательнаябеседа

1

Плюсымоментальныхкредитов
Минусымоментальныхкредитов
Финансовыепирамиды
Ипотека
Арифметикаипотеки

1
1
1
1
1

Обменвалют

1

Банковская ячейка и банковский
перевод
Банковские карты: риски и
управление ими
Основные правила
инвестирования: как покупать
ценные бумаги
Основные правила
инвестирования: как продавать
ценные бумаги
Инвестиции в
драгоценныеметаллы
ЧтотакоеПИФы?

1

Решениеэкономических
задач
Аналитическаяработа
Аналитическаяработа
Круглыйстол
Познавательнаябеседа
Решениеэкономических
задач
Решениепрактическихза
дач
Познавательнаябеседа

1

Круглыйстол

1

Правоваяконсультация

1

Правоваяконсультация

1

Решениеэкономических
задач
Познавательнаябеседа

1

Датап
лан
Дата
факт

Депозиты и ихвиды
Управляющие
Участникистраховогорынка
Личноестрахование
Страховыенакопительныепрограм
мы
Мошенники на рынке страховых
услуг
Государственноепенсионноестрах
ование
Профессиональныеучастникипен
сионнойсистемы
Негосударственные пенсионные
фонды: как с ними работать?
Жилье в собственность: миф или
реальность?
Жилищные накопительные
кооперативы: как с их помощью
решить квартирный вопрос
Социальныйнаймжилья
Финансоваяграмотность

Темазанятия

Чтотакоепотребительскаякульту
ра
Потребление: структура и
нормы
Поговорим о культурепитания
Ктотакойпотребитель?»
Разнообразие человеческих
потребностей и их
классификация
Психологияпотребителя
Потребность в защите: Закон «О
защите прав потребителя».
Чтотакоерынок?
Виды и способыторговли
Дешевлетолькодаром
Разумныерасходы –
статьядоходов
Статьидоходов и расходов

1
1
1
1
1

Выступленияучащихся
Ролеваяигра
Творческаяработа
Аналитическаяработа
Правоваяконсультация

1

Правоваяконсультация

1

Познавательнаябеседа

1

Познавательнаябеседа

1

Практическаяработа

1

Круглыйстол

1

Правоваяконсультация

1
1

Практическаяработа
Итоговаядискуссияпоку
рсу

4 год обучения
К Содерж Формаорганизациидея
ол ание
тельности
занятия
во (теория
час и
ов
практи
ка)
беседа
1
1

Выступленияучащихся

1
1
1

Круглыйстол
беседа
Практическаяработа

1
1

Интерактивнаябеседа
Работа с документами.

1
1
1
1

беседа
Ролеваяигра
Решениеэкономическихз
адач
Дискуссия

1

Аналитическаяработа

Датап
лан

Датаф
акт

Рациональныйбюджетшкольник
а
Каждыйплатитналоги
Источникиинформации
Реклама и еевиды
Символы на этикетках,
упаковках, вкладышах
Читаемэтикетки, упаковки,
вкладыши
Индекс Е: что он означает
Классифицируем продукты,
содержащие индекс Е
Качествотоваров
Какпокупатьпродуктыпитания?
Как выбирать одежду и обувь?

1

Деловаяигра

1
1
1
1

беседа
Мини-исследование
Мини-проект
Практическаяработа

1

Практическаяработа

1
1

Выступленияучащихся
Практическаяработа

1
1
1

Бытовая техника: всерьез и
надолго
Всегда ли товар можно
обменять?
Правилапользованиякоммуналь
нымиуслугами
Это должен знать каждый,
отправляясь в дорогу
Государственные органы
защиты прав потребителей
Общественные организации по
защите прав потребителей
В каких случаях потребитель
имеет право на судебную
защиту?
Что такое моральный вред и как
он возмещается?»
Ктозащищаетпотребителя?»
Подготовка и оформление
творческих исследовательских
проектов учащихся
Защитапроектов

1

Практическаяработа
Круглыйстол
Решениепрактическихза
дач
беседа

1

Круглыйстол

1
1

Решениеэкономическихз
адач
Выступленияучащихся

1

беседа

1

Круглыйстол

1

Правоваяконсультация

1

Дискуссия

1
1

Правовая консультация

Темазанятия

Деньги: чтоэтотакое?»
Что может происходить с
деньгами и как это влияет
на финансы нашей семьи?

1

5 год обучения
Ко Содержа Формаорганизациидеят
л- ние
ельности
во занятия
час (теория
ов
и
практик
а)
Дискуссия
Аналитическаяработа

Датап
лан

Датаф
акт

Какиебываютисточникидох
одов?
От чего зависят личные и
семейные доходы?
Как контролировать
семейные расходы и зачем
это делать?
Что такое семейный бюджет
и как его построить?
Какоптимизироватьсемейны
йбюджет?
Какоптимизироватьсемейны
йбюджет?
Для чего нужны
финансовые организации?
Как увеличить семейные
расходы с использованием
финансовых организаций?
Для чего нужно
осуществлять финансовое
планирование?
Как осуществлять
финансовое планирование
на разных жизненных
этапах?
«Как осуществлять
финансовое планирование
на разных жизненных
этапах?»
Осуществление проектной
работы (что можно сделать
ещё, чтобы научиться
большему).
Осуществление проектной
работы (что можно сделать
ещё, чтобы научиться
большему).
ОЖС: рождение ребёнка,
потеря кормильца
ОЖС: болезнь, потеря
работы, природные и
техногенные катастрофы
Чемпоможетстрахование?
Какиебываютфинансовыери
ски?
Чтотакоефинансовыепирами
ды?
Осуществлениепроектнойра
боты.
Осуществлениепроектнойра
боты.

Практическаяработа
Круглыйстол
Дискуссия
Круглыйстол
Практическаяработа
Практическаяработа
Мини-исследование
Практическаяработа
беседа
Деловаяигра

Правоваяконсультация
Правоваяконсультация
Познавательнаябеседа
Практическаяработа
беседа

Что такое банк и чем он
может быть вам полезен?
Польза и риски банковских
карт?
Чтотакоебизнес?
Каксоздатьсвоедело?
Что такое валютный рынок
и как он устроен?
«Можно ли выиграть,
размещая сбережения в
валюте?»
Осуществлениепроектнойра
боты.
Осуществлениепроектнойра
боты.
Что такое налоги и зачем их
платить?
Какиеналогимыплатим?
«Что такое пенсия и как
сделать ее достойной?»
Итоговое повторение
Итоговое повторение

Мини-проект
Круглыйстол
Выступленияучащихся
Мини-проект
беседа
Решениеэкономическихза
дач

Дискуссия
Работа с документами
Решениеэкономическихза
дач

2.2 Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение программы:
- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
- классная доска и телевизор;
- компьютер.
2.2.2. Информационное обеспечение
Для реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая
грамотность» используется:
1. http://smartnews56.ru
2. http://orenobl.ru
2.2.3 Кадровое обеспечение программы.
По данной программе работает один педагог дополнительного образования Павлова Ирина
Николаевна. Образование незаконченное высшее. Стаж педагогической работы 3года.
В реализации программы задействовано следующее кадровое обеспечение:
1. Сотрудничество и взаимодействие с педагогами дополнительного образования.
2. Сотрудничество и взаимодействие с образовательными учреждениями поселка.

2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе
проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается
использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на
этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности.
Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических

заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных
выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую
тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения
планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных
проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы,
отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а
также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На
занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют
контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения вопросу качества
сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на
специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии
итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу,
включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов
освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе
согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна
содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
.2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты, в соответствии с целью и задачами программы,
демонстрируются в формах:
 выставка
 диагностическая карта, протокол
 аналитический материал по итогам проведения диагностики
 открытое занятие
 итоги конкурсов
 фото
 свидетельство
2.5 Методические материалы.
Оборудование
1. Электронные диски с видео записями и презентациями
2. Сайты Интернет
Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
2.6. Список литературы
Для педагогов:

1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы
преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. МариинскоПосадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя.
Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
4. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование
инновационных образовательных технологий для формирования
компетентностных образовательных результатов школьников: методические
рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука,
2012. 94 с. 6.
5. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с.
Режим доступа: http://azy-economiki.ru.
6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)
8. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.:
Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
9. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет:
учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
10. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере
изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования.
2012. № 2. С. 99—105.
11. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.kgau.ru
12. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
13. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических
дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
14. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе.
Режим доступа: http://festival.1september.ru
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое
пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
16. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
17. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.
М.: Владос, 2003. 256 с. 21. Кульневич С.В. Анализ современного урока:

практическое пособие для учителей нач. классов, студентов сред.ивысш.
учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
18. Метафорическая деловая игра: практическое пособие длябизнес-тренера /
под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
19. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и
воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328
с. 25.
20. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для
учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
21. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим
доступа: http://www.hse.ru
22. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа:
http://project.1september.ru
23. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
24. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебнометодический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
25. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни
Т. Мезарос, ЛейнаСтилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под
ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Для учащихся:
1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы.не очень маленьким
детям об экономике. М.: Просвещение, 1997.
2. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование:
Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

Интернет-ресурсы:
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».

13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей
фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
Критерии освоения образовательной программы учащимся

Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной
программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области
их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется
на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и
учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия
тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной
программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях —
базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу
«Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один
из трёх выводов:
1. результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом
уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2. результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока
«Учащийся получит возможность научиться»);
3. результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

Формы контроля

Оценка
«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

Решение
практических
задач

соблюдение всех
критериев

незначительные
отклонения в
критериях

остальные случаи

Проект и его
презентация

соблюдение всех
критериев

незначительные
отклонения в
критериях

остальные случаи

По результатам итогового контроля выставляется средний балл.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:


усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;



достижение результата или оценивание существующих альтернатив;



обоснование выбора одной из альтернатив.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,
незначительные отклонения – оценке «хорошо»,
в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
• актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
• постановка цели проекта;
• формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их
реализации;
• оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность
проекта;
• полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её
решения в проекте;
• соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие
критерии:
• убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
• использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
• умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;
• соответствие полученного результата поставленной цели.

Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,
незначительные отклонения – оценке «хорошо»,
в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы:
Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой
диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой
диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой
диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».