Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный художник

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Арсеново муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрена и принята»
«Согласована»
«Утверждаю»
Руководитель ШМО
директора по УВР
Директор
Ибрагимова К.Г. ______
Бикбаева Г.Г _____
Каймурзина Л.А______
Протокол №1 от «30 » августа 2023 г.
№ 111/1от «31» августа 2023г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Юный художник»
для 2-3 класса
учителя первой квалификационной категории
Ибрагимовой Клары Габсалямовны
на 2023- 2024 учебный год

Заместитель

Приказ

Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Мы любим рисовать» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая
программа имеет предметную направленность.
Программа «Мы любим рисовать» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной
степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение
дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта
прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного
искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной
программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания
и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков,
открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых
оттенков при выполнении работ.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является
ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную,
гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление,
необходимо,
чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в
познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление
трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов). Полюбив то, что
тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет
все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий
местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина,
работать с бумагой.
Большой мир искусства откроет детям свои тайны!
Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части
культуры духовной.
Задачи преподавания изобразительного искусства :
• формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве;
• формирование художественно-творческой активности школьников;
• овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний, умений и навыков.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический
процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения
выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия
таким образом, чтобы от урока к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и
цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе
восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии
произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ
одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам
одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая
активность учащихся.
Формирование художественно-творческой активности учащихся в области изобразительной
деятельности позволяет им раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. В
этом возрасте для ребенка является проблемой письмом, и преодолеть эти трудности поможет
графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике,
развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и
широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно
координируя движения руки.
Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого
произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения

будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность,
является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение
художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материал.
Овладение образным языком изобразительного искусства по-средством формирования
художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической
деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей
действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе
усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем
на уроке. В работе с учащимися необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой
темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением
технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь
нравственно-эмоциональную нагрузку.
Материал курса «Мы любим рисовать» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
- живопись,
- графика,
- скульптура,
- народное и декоративно-прикладное искусство,
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и
практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных
упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Занятия построены следующим образом:
1) Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
2) Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
3) Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.
4) Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,
- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,
- творчества (креативности): предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной
деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение
создавать новое, находить нестандартные решения,
- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме практической творческой деятельности.
- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности
различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот
принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её
исправления.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и
материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественноэстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего
бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в
художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и
самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его
составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности
творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви
к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 270 часа. Занятия
проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Место проведения занятий – учебный кабинет изобразительного искусства. Возраст детей,
участвующих в реализации программы 7-10 лет.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
 При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что,
поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для
них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить
используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня
результатов.
 Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко
активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт
благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго
уровня результатов.
 Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на
протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную
возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня
результатов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате
созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своё предположение (версию) ;
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания

материалов и инструментов;
 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному

учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественнотворческой деятельности.
 учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
 слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественнотворческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и
умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера,
тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в
своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия,
рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного
искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся
научаться:
1-2 классы
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что
больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции,
общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать
содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких
предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную
выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить
поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм
растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
3 класс
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную
работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных
средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет
изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями
другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные
приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
4класс
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции,
рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ .
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

2 класс
Содержание программы
Чем и как работают художники .
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия,
красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе
– живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без
предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение
смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах
бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь,
туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать
красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)
пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по
памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим.
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в
зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных,
несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений.
Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в
природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев,
снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

О чем говорит искусство.
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в
изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в
сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи
образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение
характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по
характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится
на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в
объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха,
Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает
тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными
будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских
доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через
украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго,
праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство.
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать
краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).
"Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются.
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по
впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать
разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на
листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение
летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным
характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется
детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным
праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно
напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.

Тематическое распределение часов. 2 класс
№
п/п

Содержание тематического

1
2

1
1

3

Гуашь. Цветочная поляна
Гуашь, добавление черной и белой
краски. Природная стихия
Восковые мелки. Букет осени

4

Восковые мелки. Осень в лесу.

1

5

Аппликация из осенних листьев

1

6

Аппликация «Осенний ковер»
(коллективная работа)
Графические материалы. Волшебный

1

7

блока

Количе Умения, вырабатываемые в
ство
результате деятельности
часов
учащихся
Чем и как работают художники?(16 часов).

1

1

Умение использовать
выразительные возможности
художественные материалы:
красками, пастелью, бумагой,
пластилином.

12

цветок
Пластилин. Древний мир
1
Мы изображаем, украшаем, строим (16 часов).
Изображение и реальность. Птицы
1
Умение всматриваться, видеть,
родного края
быть наблюдательным,
фантазировать в создании
Изображение и фантазия.
1
предметов, видеть красоту в
природе.
Изображение и фантазия. Сказочная
1
птица
Украшение и реальность. Паутинка
1

13

Украшение и фантазия. Кружева

1

14

Постройка и реальность. Мой дом

1

15

Постройка и фантазия. Городок1
коробок (коллективная работа)
Постройка и фантазия. Городок1
коробок (продолжение работы)
О чем говорит искусство? ( 18часов).
Выражение отношения к
1
Умение выражать свое
окружающему миру через
отношение к тому, что
изображение природы. Море
изображается в практической
работе, воспринимать оттенки
Выражение отношения к
1
чувств, характер изображаемого
окружающему миру через
животного и человека, проявлять
изображение животных
фантазию при выполнении
Образ человека и его характер
1
творческой работы.
(женский образ)
Образ человека и его характер (в
1
объеме, женский образ)
Образ человека и его характер (в
1
объеме, мужской образ)
Выражение характера человека через
1
украшение
Выражение намерений человека через 1
конструкцию и декор
Выражение намерений человека через 1
конструкцию и декор (сказочный
флот)
Обобщение темы. Космическое
1
путешествие
Как говорит искусство?(9 часов).
Цвет как средство выражения. Теплые 1
Умение выражать в цвете
и холодные цвета
настроение, характер предметов,
применять законы композиции,
Цвет как средство выражения. Теплые 1
ритма и пропорции в
и холодные цвета. Смешивание с

8
9
10
11

16

17

18

19
20
21
22
23
24

25

26
27

28
29
30
31
32
33

33

черным, белым, серым цветами.
Цвет как средство выражения.
Автопортрет в теплых тонах.
Цвет как средство выражения.
Автопортрет в холодных тонах.
Цвет как средство выражения. Портрет
друга.
Линия как средство выражения.
Изображение ветки.
Линия как средство выражения.
Изображение птиц.
Цвет, ритм, композиция — средства
выразительности. Весна, шум птиц
(коллективная работа)
Итоговый урок года.
итого

изображении объектов.
1
1
1
1
1
2

1
34

3 класс
Содержание программы
Искусство в твоем доме.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают
игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа
мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению посуды : конструкция, форма,
украшение, роспись. Посуда из различных материалов. Знакомство детей с искусством росписи тканей.
Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его
назначения: праздничный, повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль
мастера постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как
средство выражения.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей
комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении
комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация.
Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг,
игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной
открытки . Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие
открыток. Роль выдумки и фантазии.
Искусство на улицах твоего города.
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает
дома, определяет, каким им быть.
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и парки. Парки для
отдыха, парки- музеи, детские парки.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные
ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари
праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках. Фонари – украшение города.
Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и др.городов.
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение,
украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили
разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогают создавать
художники.
Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками людей, деревьями.
Художник и зрелище.
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство
цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая тема детского творчества.
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник- создатель сценического мира. Декорации
и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в
театре и на празднике.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее конструкция и
костюм.
Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста
в плакате. Шрифт.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения : панно,
транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.
Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол
и.т.д.
Художник и музей.
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации и
экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного
искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в
пейзаже.
Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение.
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение его
характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет
в портрете, фон в портрете.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке.
Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических
картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее
пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных
материалов: камень, металл, дерево, глина.
Организация выставки лучших работ за год « Искусство вокруг нас». Выставка – это всегда событие и
праздник общения. Роль художественных выставок

Тематическое распределение часов. 3 класс.
№
п/п

Содержание тематического блока

Количество
часов

Искусство в твоем доме .
1 Твои игрушки придумал художник
1
2 Посуда у тебя дома

1

3 Мамин платок

1

4 Обои и шторы в твоем доме

1

5 Твои книжки

1

6 Поздравительная открытка

1

7 Что сделал художник в нашем доме.
Тест№1 «Искусство в твоем доме»

1

Умения, вырабатываемые в
результате деятельности учащихся.
Умение придумывать,
конструировать и украшать
игрушки, лепить посуду, выполнять
эскиз и роспись платка, обоев и
штор; выполнять иллюстрации к
книге, изготавливать открытку.

Искусство на улицах твоего города .
8 Памятники архитектуры – наследие
веков

1

9 Парки, скверы, бульвары

1

10 Ажурные ограды

1

Умение проектировать свой парк,
украшать его ажурными оградами и
фонарями; оформлять витрину
магазина. Умение видеть образ в

11 Фонари на улицах и в парках

1

12 Фонтаны нашего города

1

13 Витрины магазинов

1

14 Транспорт в городе

1

15 Что сделал художник на улицах моего
города

1

форме машины.

Художник и зрелище .
16 Художник в цирке

1

17 Художник в театре

1

18 Маски

1

19 Театральный костюм

1

20 Театр кукол

1

21 Афиша и плакат

1

22 Праздник в городе

1

23 Школьный праздник-карнавал

1

Умение создавать атмосферу
праздника в рисунке циркового
представления, подбирать яркие
цвета красок, владеть навыком
смешивания красок,видеть образ,
стоящий за маской, правильно
оформить афишу к заданной теме
спектакля.

Художник и музей (30 часов).
24 Музеи в жизни города

1

25 Изобразительное искусство. Картинапейзаж

1

26 Защита природы в искусстве.

1

27 Коллективная работа « Защита
природы»

1

28 Картина-портрет

1

29 Картина-натюрморт

1

30 Картина - пейзаж

1

31 Картины исторические и бытовые

1

32 Скульптура в музее и на улице

1

33 Художественная выставка-отчет
«Искусство вокруг нас»

1

34 Наши достижения. Я знаю. Я могу.
Мини- проект

1

итого

34

Умение представлять и рисовать
музейный интерьер, выражать в
пейзаже настроение; выражать свое
отношение к проблеме экологии в
творческом задании
(плакат);передавать характер и
особенности человека при
выполнении портрета; работать в
жанре натюрморта.

Учебно-методическая литература:

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.144с.- ( в помощь школьному учителю).
2..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
3. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
4. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство
«Просвещение», 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».