Рабочая программа по род русс 3 кл Ибрагимовой КГ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя
общеобразовательная школа
с. Арсеново муниципального района Зианчуринский
район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей
Ибрагимова К.Г.______________
Протокол №1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Бикбаева Г.Г______________

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Каймурзина Л.А.______________

Протокол №1от 31 августа2023

Приказ №111/1

от 30 августа 2023 г.

от 31 августа 2023 г.

от 30 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(ID 2633175)
учебного
предмета
«Родной язык
(русский)»

для 3 класса начального общего
образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ибрагимова Клара Габсалямовна
учи

2023г

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа по родному русскому языку для 3 класса разработана на основе:



Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 от 22.12.2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
Образовательные программы УМК «Школа России»
Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2021-2022 год»
Требования ФГОС НОО авторской программы О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая,
С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова,
Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях.Постановление Главного государственного
врача Р.Ф. от 29.12.2010 г. №189 Сан Пин 2.4.2.2821-10.







В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих
целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
2

контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как
базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п.,
что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Данная программа по родному (русскому) языку составлена на основе требований к
предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и
рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 34 часа.

Планируемые личностные результаты:
1.

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к

Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.

Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3.

Понимание родного языка и родной литературы как одной из

основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах;
об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой
словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и
фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
3

родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных

5.

грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной и чужой речью.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

6.

осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении).

Сформированность

ответственного

отношения

к

учению;

уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому

7.

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного

8.
наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность

понимать

художественные,

научные

и

публицистические

тексты,

отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
4

• анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
• составлять

план

решения проблемы

(выполнения проекта,

проведения

исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3.

Умение

соотносить

свои

действия с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
результата;
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:
5

• определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.
Владение

5.

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
•

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его

признаки и свойства;
•

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;
•

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и

объяснять их сходство;
•

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
•выделять явление из общего ряда других явлений;
•

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи

между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
•

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от

частных явлений к общим закономерностям;
•

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя

при этом общие признаки;
•излагать полученную информацию;
•

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно

полученными данными.
2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
•

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);
6

•

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;
•устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
•определять идею текста;
•преобразовывать текст;
•оценивать содержание и форму текста.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,

словарями;
•

формировать множественную выборку из поисковых источников для

объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

1.

учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
•

играть определенную роль в совместной деятельности;

•

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
•

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом);
•

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

2.

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
•

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с

другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
•

представлять

в

устной

или

письменной

форме

развернутый

план

собственной деятельности;
•

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
7

соответствии с коммуникативной задачей;
•

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•

создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых

речевых средств;
•

использовать

вербальные

и

невербальные

средства

или

наглядные

материалы, подготовленные под руководством учителя;
•

делать

оценочный

вывод

о

достижении

цели

коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
З.Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
•

целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
•

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для

передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
•

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе создание
презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
•

систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
•

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое

свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
•

заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения учебного материала обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
8

Планируемые предметные результаты:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского родного
языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий языка;
5)

формирование

навыков

проведения

различных

видов

анализа

слова

(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными

нормами

литературного

языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

3.

Содержание учебного предмета
№ п/п
1
2
3

Название разделов и тем

Всего часов

Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого

20
8
6
34 часа
9

4.

Тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование
№

Тема

Колич. Приме
часов. чание

Русский язык: прошлое и настоящее (10 ч)
1
2
3
4

Где путь прямой, там не езди по кривой
Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие
природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

5

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза,
вьюги.

6
7
8
9

Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.
Какой лес без чудес. Образные названия растений.
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные
инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов,
сведения о происхождении этих названий.
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов,
сведения о происхождении этих названий.
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения..
Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием
Контрольная работа «Русский язык: прошлое и настоящее»
Язык в действии (4 ч)
Для чего нужны суффиксы.

10
11
12
13
14
15
16
17

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
10

18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

Многообразие суффиксов как специфика русского языка
Многообразие суффиксов как специфика русского языка
Какие особенности рода имён существительных есть в русском
языке
Род имён существительных
Все ли имена существительные «умеют изменяться по числам»
Как изменяются имена существительные во множественном числе?
форм множественного Словоизменение отдельных числа имен
существительных
Существительные во множественном числе?
Словоизменение отдельных числа имен существительных
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного
и точного употребления предлогов
Нормы правильного и точного употребления предлогов
Секреты речи и текста (3 ч)

28

Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты.

29

Учимся редактировать тексты.

30
31
3233
34

Создаем тексты-повестования.
Создаем тексты-повестования.
Предложения

1

1

1

1

1
1

Итоговая контрольная работа
Итого

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».