Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык» 5-9 классы. 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Предмет «Русский язык» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ); Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан». Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Письмо Минобрнауки России № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов». - Учебный план МОБУ СОШ с.Арсеново -Положение о рабочей программе учителя, утвержденное приказом МОБУ СОШ с.Арсеново № 161 от 31.05.2016 2. Для реализации программы используются следующие учебники: 1.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.) – М.: Просвещение. 2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 3.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 4.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 6.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 3. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития воспитание и уважение к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; 2) в метапредметном направлении овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); 3) в предметном направлении освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения, навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Эти цели обусловливают следующие задачи: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи. 4. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В МОБУ СОШ с.Арсеново согласно учебному плану школы учебный год составляет 35 недель, поэтому на изучение русского языка на этапе основного общего образования отводится время в объёме 732-767 часов, в том числе: в 5 классе в 6 классе в 7 классе в 8 классе в 9 классе 175-210 ч 210 ч 140 ч 105 ч 102 ч 5 или 6 ч. в неделю 6 ч. в неделю 4 ч. в неделю 3 ч. в неделю 3 ч. в неделю 5. Основные разделы (темы) содержания 5 класс «Язык - важнейшее средство общения», «Повторение изученного», «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Самостоятельные и служебные части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Повторение пройденного в 5 классе». 6 класс - «Язык - один из развитых языков мира», «Повторение пройденного в 5 классе», «Лексика и фразеология. Культура речи», «Словообразование. Орфография. Культура речи», «Текст. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение и систематизация пройденного в 6 классе». 7 класс - «Русский язык как развивающее явление», «Повторение изученного в 5-6 классах», «Морфология и орфография. Культура речи. Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Повторение и систематизация изученного в7 классе». 8 класс - «Русский язык в современном мире», «Повторение пройденного в 57 классах», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание», «Простое предложение», «Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Простые односоставные предложения», «Неполные предложения», «Однородные члены предложения», «Обращения, вводные слова и междометия», «Обособленные члены предложения», «Прямая и косвенная речь», «Повторение и систематизация изученного в 8 кл.». 9 класс - «Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.», «Повторение пройденного в 5-8 кл.», «Сложные предложения. Культура речи», «Сложносочинённые предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзное сложное предложение», «Сложное предложение с разными видами связи», «Повторение и систематизация изученного в 5 -9 классах». 6. Формы контроля: опрос, практические работы, защита проектов, проверочные и контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, зачёты, тесты, практические работы, семинары, презентация работ, защита рефератов, решение лингвистических задач, словарные диктанты, итоговые контрольные диктанты и работы.